09.03.2023
1.Фотогазета "Мамочка любимая моя"
2.Наглядно-текстовая информация "Роль искусства в развитии ребёнка"
Роль
искусства в развитии ребенка
В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более
поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном
мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный
«будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое
прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные
ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека
невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для
их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на
окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В
результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его
личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и
как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и
декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и
другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным
детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей
жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с
какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно
исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных
заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не
обходятся без приобщения малышей к искусству.
Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся
полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству
компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а
впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество
становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и
единственной возможностью диалога.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с
естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку,
независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые
впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или
иными событиями.
Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания
являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо,
чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были
направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался
наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо
творчестве.
По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими
впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о
событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в
более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже
психические нарушения.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с
другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных
детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к
искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до
взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая
профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает
условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон
прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно
играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и
явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер,
масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность
ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный
аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества
способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те
участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и
другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие
возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах
интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный
потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и
приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить
возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство
играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а
некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и
наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным
традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет
старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности,
успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей
родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых
ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое
самовыражение.