Противодействие жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми:

что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

  • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме,замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму;
  • пренебрежение  нуждами ребёнка, то есть отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью илиразвитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
  • немедленное отобрание ребёнка у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

План мероприятий по жестокому обращению с детьми в МБДОУ "Ясли-сад №14 "Журавушка" с.Журавки" Кировского района

№п.п.

Наименование мероприятия

Ответственные исполнители

Срок исполнения

 

1

Этическая беседа: «Отношение к пожилым людям»

воспитатель группы «Солнышко»

январь 2024г.

2

Сюжетно-ролевые игры: «Бабушкины помощницы», «Играем с дедушкой»

воспитатель группы «Радуга»

январь 2024г.

3

Дидактические игры: «Что радует и огорчает пожилых людей».

Игровая ситуация: «Пожилой человек в общественном транспорте»

воспитатель группы «Улыбка»

январь 2024г.

4

Составление описательного рассказа: «Моя бабушка»

воспитатель группы «Капитошка»

январь 2024г.

5

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «В гостях у бабушки»

воспитатель группы «Солнышко»

февраль 2024г.

6

Рисование: «Мой дедушка»

воспитатель группы «Капитошка»Хочу такой сайт

февраль 2024г.

7

Знакомство детей с пословицами о старости.

Чтение стихотворений о бабушках и дедушках

воспитатель группы «Улыбка»

февраль 2024г.

8

Занятие: «Согреем ладони, разгладим морщины»

воспитатель  группы «Лунтик»

февраль 2024г.

9

Урок вежливости: «Чем можно порадовать бабушку и дедушку»

воспитатель группы «Улыбка»

март 2024г.

10

Оформление фотовыставки: «Бабушка, дедушка и я-лучшие друзья»

воспитатель  группы «Лунтик»

март 2024г.

11

Чтение литературы  по заданной по теме:

- Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»,

-Н. Носов «Шурик в гостях у дедушки»

-И. Зартайская «Все бабушки умеют летать»

-С Капутикян «Моя бабушка» и др.

воспитатель группы «Солнышко»

март 2024г.

12

Знакомство с мультфильмами:

-«Жили-были дед и баба»,

-«Ошибка дедушки АУ»,

-«Летающий дедушка»,

-«Дедушка Мазай и зайцы»,

-«Дедушка и внучек»,

-«День рождения бабушки»,

-«Бабушка, научи!»,

-«Завтра день рождения у бабушки»,

-«Встречайте бабушку» и др.

воспитатель группы «Радуга»

март 2024г.

13

Игры наших бабушек и дедушек: «Лапта», «Уголки», «Цепи кованые», «Краски», «Жмурки», «Горелки» и др.

 

воспитатель группы «Капитошка»

апрель 2024г.

14

Выставки рисунков на темы: «Мои любимые бабушка и дедушка», «Бабушкин сундучок»

 

воспитатель  группы «Лунтик»

апрель 2024г.

15

Тематические беседы: «Мои бабушка и дедушка», «Вежливые слова для бабушек и дедушек»

воспитатель группы «Радуга»

май 2024г.

16

Оформление фотовыставки: «Мои любимые бабушка и дедушка»

воспитатель группы «Улыбка»

май 2024г.

17

Занятие: «Кто такие бабушка и дедушка»

воспитатель группы «Солнышко»

май 2024г.

 

 

Памятка Вместе против детского насилия.docx (скачать)
Памятка по жестокому обращению с детьми.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».