05.09.2022
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Приступая к работе с детьми 2—4 лет в условиях прогулки, следует выстраивать педагогический процесс с учетом феномена раннего детства.
Раннее детство — особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.
1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх, определяя, что резеда —низкие цветы, а золотой шар —высокие и т.п.).
2. Детям раннего возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т.п. Взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.
3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста:
• быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;
• малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредоточиваться диктуют необходимость дозирования новых сведений (рассказ о жизни зимующих птиц, первые сведения о времени года и т. п. могут длиться не более 3—4 минут);
• отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);
• затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).
4. Организуя работу с детьми, необходимо удовлетворять их потребности. Например, потребность в ярких впечатлениях, в интересных действиях приводит к тому, что дети охотно идут на прогулку, находятся в хорошем настроении, активно участвуют в предлагаемых мероприятиях.
На прогулке созданы все условия для удовлетворения детской потребности в двигательной активности, что позволяет взрослому осуществлять задачи образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд» и др.
Особо следует уделять внимание удовлетворению потребности детей в самостоятельном познании окружающего мира. Это дает взрослому возможность решать такие задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира, расширение детского кругозора и др.
Но главная потребность малыша —потребность в общении со взрослым. Отсюда и требования к взрослому, к его личностным качествам. Воспитатель должен обладать такими качествами, как: открытость, доброжелательность, любовь к детям, чувство юмора, чувство прекрасного и др., что позволит ему эффективно осуществлять основные направления социально-личностного, художественно-эстетического развития и др.
Большие требования предъявляются и к профессиональному мастерству воспитателя: постоянное совершенствование собственных знаний, творческий подход к работе, умение выстраивать с детьми субъект - но-субъектные отношения.
5. В раннем детстве ведущим видом деятельности является предметно-игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог. Таким образом решаются задачи таких образовательных областей, как: «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и др.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки —до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Основную работу с детьми осуществляет воспитатель. Помощник воспитателя помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривают весь участок; нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время на участке могут оказаться грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.
Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей.
При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений с одной подгруппой помощник воспитателя следит за остальными играющими детьми; в холодный период года помогает воспитателю заменять у малышей промокшие варежки, пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз, и т.д.; в теплое время следит, чтобы у детей постоянно было питье, вода в рукомойнике. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а затем вымыть им ноги.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.