04.09.2023
1. Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста".
2. Папка-передвижка "Возрастные особенности детей четвертого года жизни"
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста»
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в
жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей
природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные
действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что –
то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как
отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически
становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие
действия, усваивает навыки самообслуживания.
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени,
неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?
Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется
стремление к самостоятельности.
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему
большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои
силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка
резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от
взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое
желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это
приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или
нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто
потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость
или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых,
наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с
окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление
детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное
влияние на развитие личности ребёнка.
При формировании навыков самостоятельности у
детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с
предложенным заданием.
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем
дошкольном возрасте?
• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая
воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться
полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
• Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать,
складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы
расстегивать, застёгивать.
• Замечать непорядок в одежде
и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
• Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым
ртом.
• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в
определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему
требуется наша помощь, создание необходимых условий для
проявления самостоятельности, правильно руководить
действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее
проявление самостоятельности.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь
взрослого. Надо создать необходимые условия для
проявления самостоятельности:
• приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
• выделить место для хранения предметов туалета,
• постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования
навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от
ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в
процессе одевания, умывания, приема пищи.
Памятка для родителей
• Старайтесь поддерживать стремление
к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие
достижения.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если
взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке
делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо
действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на
помощь, пока он этого не попросит.
•Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный
настрой ребенка.
•В процессе воспитания используйте потешки, стишки,
личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
•Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального
настроя.