Книга - лучший друг

11.04.2023

Папка – передвижка для родителей

«Книга – лучший друг детей»

           

 

               Дошкольный возраст – важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга – мощное орудие формирования личности ребенка. Приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание любви к книге - одно из важных направлений в работе нашего детского сада.

      В наш современный век информации и научных технологий, проблема падения всеобщего уровня культуры, чтения и грамотности, проблема воспитания маленького читателя становится все более актуальной. Изменилось наше общество, которое в свое время считалось самым читающим в мире. Меньше стали читать родители, меньше читают и дети, у многих вообще нет интереса к книге.  СМИ заменили живое общение детей с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки. Современные дети все больше времени проводят у телевизоров и компьютеров, зачастую подражая своим родителям. Старую добрую книгу с красочными иллюстрациями, живым словом заменяют электронные версии. Культура речи, любовь к чтению с неимоверной скоростью снижаются до нуля. И это касается и детей, и родителей. Дети плохо формулируют свои мысли, не умеют грамотно высказаться, их речь бедна и примитивна. А ведь дети - зеркальное отражение своих родителей. В силу своей занятости и увлеченности компьютерами, мы стали реже общаться со своими детьми. А уж чтобы найти время для совместного чтения с ребенком книги, а тем более собственного чтения, об этом говорить не приходится.

      Что же делать? Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость в пределах собственной семьи? Огромную роль здесь играет совместное чтение. Совместное чтение в семье – это увлекательное занятие, которое необычайно сближает всех членов семьи. Очень важно научить детей слушать сказки, рассказы и стихи, внимательно следить за развитием действия, сопереживать героям произведений, объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков. 

                                                                                                      

КАК ЧИТАТЬ? 
• Ребенок 4-5 лет уже вполне хорошо воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом, но необходимо легкое выделение интонацией текста. 
• Пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали. 
• Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам. 
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете. 
• Сводите ребенка в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или детские журналы и энциклопедии.

 



ЧТО ЧИТАТЬ? 
• Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы, повести и т. д. 
• Истории в духе «добрым молодцам урок». 
• Энциклопедии для дошкольников. 
• Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе. 

   

Рекомендуемый родителям

Перечень

художественной литературы для детей 4-5 лет


Русский фольклор:
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...», «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко- ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».


Сказки:
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого;
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;
«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
«Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;
«Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира:
Песенки «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;

«Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;

«Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки:
«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;
Братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В.Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России:
Поэзия:

 И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»);

А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»;

Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»;

С. Дрожжия «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»);

С. Есенин  «Поет зима — аукает...»;

Н. Некрасов  «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

И. Суриков  «Зима»;
С. Маршак  «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»;
С. Михалков  «Дядя Степа»;

Е. Баратынский «Весна, весна» (в сокр.);

Ю. Мориц  «Песенка про сказку», «Дом гнома, гном — дома!»;

Э. Успенский  «Разгром»;

Д. Хармс  «Очень страшная история».


Проза:

В. Вересаев  «Братишка»;

А. Введенский  «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); Хочу такой сайт

М. Зощенко  «Показательный ребенок»;

К. Ушинский  «Бодливая корова»;

С. Воронин «Воинственный Жако»;

С. Георгиев  «Бабушкин садик»;

Н. Носов  «Заплатка», «Затейники»;

Л. Пантелеев  «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);

В. Бианки  «Подкидыш»;

Н. Сладков «Неслух».

Литературные сказки:
М. Горький  «Воробьишко»;
К. Чуковский  «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;
Н. Носов  «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;

В. Бианки  «Первая охота»;

Д. Самойлов  «У слоненка день рождения»;

В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

 

Басни: Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить».

 

Для заучивания наизусть:
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки;

 А. Пушкин  отрывок «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

 3. Александрова  «Ёлочка»;

А. Барто  «Я знаю, что надо придумать»;

 Е. Серова  «Одуванчик», «Кошачьи лапки»;

«Купите лук» шотл. нар. песенка, перевод И. Токмакова.


Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия:

В. Витка  «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;

Ю. Тувим  «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;

Ф. Грубин  «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

С. Вангели  «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки:
А. Милн  «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б.Заходера;

Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде;

Д. Биссет  «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Э. Хогарт  «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

                              

Уважаемые родители, мы постарались разобраться в том, как привить ребенку любовь к чтению. Все рекомендации хороши и правильны, но главное – личный родительский пример. Станьте для своего сына или дочери вдохновителем,  активным помощником, внимательным слушателем и рассказчиком!

                                
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».