04.04.2022
Тема «День Победы»,
согласно ФГОС, включается в рабочую программу ежегодно начиная с первой младшей
группы. Целями введения этой
темы в учебно-воспитательный процесс является:
- расширение багажа знаний о героическом прошлом
родины;
- формирование представлений о таких понятиях, как
«героизм», «подвиг»;
- воспитание гордости за подвиг народа в войне
против фашизма.
Чтобы выбрать подходящую и доступную
форму объяснения сути праздника, подобрать материал, нужно учитывать задачи
разработки темы в разных группах детского сада.
Подборка для
второй младшей группы
Разъяснение
того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного
в прошлом году.
Объяснение
и беседа
Разговор
с детьми на тему может строиться по вопросам:
- Какой
праздник отмечается 9 Мая?
- Сколько
длилась война?
- Кто
сражался за нашу Родину?
- Кого мы
называем ветеранами?
Такая
беседа позволит педагогу выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей,
на чём сделать акцент в объяснении.
В
качестве «скелета» разъяснения материала под задачи изучения темы во второй
младшей группе в своей педагогической деятельности я использую следующий.
Художественная
литература по теме
В
рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные
строки — их ритм привлекает внимание ребят и не даёт «заскучать» на длинном
тексте. Среди подходящих произведений можно назвать:
- стихотворение В. Орлова «Брат мой в армию идёт»;
- День
Победы 9 Мая — Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат
вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем
дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам
мир и весну! (Н. Томилина);
- Что такое
День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй
солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в
небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом,
Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи
весны… Что такое День Победы — Это значит — нет войны (А. Усачёв).
Педагог зачитывает стихотворение, а
затем, на его основе, объясняет суть праздника.
Наглядные
материалы:
База картинок пополняется фотографиями солдат
ВОВ, Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне
Победы можно включить мультимедийную презентацию или видеоролики, которые дети просматривают, а
затем обсуждают с педагогом.
Подборка для средней
группы
Объяснение
и беседа
В разговоре педагог останавливается на тех моментах,
понимание которых вызывает затруднение у ребят. Например, как дети могли помочь
одержать победу, оставаясь в тылу. Беседу удобно выстраивать по вопросам к тексту
стихотворения:
- Ребята, понравилось ли вам стихотворение Т.
Белозёрова «День Победы»?
- О ком и о чём оно?
- Что в стихотворении вам было непонятно?
На основании ответов на последний вопрос педагог
строит своё объяснение, обязательно оговаривая даты начала и окончания войны.
Примерами выстраивания структуры беседы могут быть
публикации:
- Гладко
С.А. – материал интересен лаконичностью и
информативностью объяснений педагога;
- Головиной
В.М. – в беседу включены также рассказы ребят о
своих воевавших родственниках;
- Коротаева С.Г. – беседа интересна тем, что в структуру введена информация о
Г.К. Жукове — герое ВОВ.
Список литературных произведений для средней группы
расширяется прозаической формой. В рассказ о Дне Победы воспитатель может
включать отдельные цитаты или отрывки. Например, говоря об уважении к
ветеранам, почитании их подвигов, можно привести в пример Игорька, который
решил взять поносить дедушкин орден в рассказе А. Митяева.
В подборку художественных произведений можно включить:
- повесть С. Георгиевской «Галина мама» (например, отрывок о том, как Галиной маме вручали орден, какие
слова говорили в контексте разъяснения того, что такое подвиг в годы
войны);
- рассказы Л. Кассиля о героях
войны «Твои
защитники» (тексты небольшие, поэтому они могут быть
основой для беседы по теме).
Иллюстрацией мысли о важности помнить и уважать героев
войны может служить стихотворение М. Исаковского
«Навек запомни».
Наглядность
В список обязательных иллюстраций для разговора о Дне
Победы в средней группе включаются:
- фото маршала Жукова, принимающего парад Победы;
- фотография серии «Знамя Победы над рейхстагом»;
- фото Могилы Неизвестного Солдата (в Москве и
родном городе).
Можно использовать готовые презентация для иллюстрации
беседы о Дне Победы:
- Ташимовой
Н. (слайды сопровождаются прописанными
комментариями педагога);
- Королёвой
М.А. (чёрно-белые фотографии с редкими
лаконичными комментариями является подходящим сопровождением беседы на
тему «День Победы»);
- «День
Победы для дошкольников», в
которой раскрывается предназначение Вечного огня, а также объясняется,
почему люди плачут в День Победы.
Подборка для старших дошкольников
Для старшей
группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным, то есть с
подключением информации из истории семей воспитанников. В подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых отличий
в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих группах не
будет.
Беседа
Разработка темы
праздника идёт в беседе. Обычно педагог предлагает какое-то литературное
произведение, которое дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются
небольшие рассказы ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ.
«Поводом» для беседы могут быть такие стихотворения:
- День
Победы — праздник всей страны! Празднуют и взрослые, и дети. Чтобы в мире
не было войны, Человек Земли за всё в ответе. Пусть улыбнётся солнце на
рассвете, И радостью прольётся в каждый дом. Пусть веселятся дети на
планете. И будет ясным синий небосклон. Хоть сейчас мы маленький народ.
Мир построить на Земле готовы. Чтоб сберечь планету от невзгод, Скинем мы
с неё войны оковы. Чтоб услышать детский смех весной, В голубых объятиях
эфира, Нужно дружно жить одной семьёй, Постараться всем народам мира (Г.
Рукосуева);
- Спасибо
героям, Спасибо солдатам, Что мир подарили, Тогда — в сорок пятом! Вы
кровью и потом Добыли Победу. Вы молоды были, Сейчас — уже деды. Мы эту
победу — Вовек не забудем! Пусть мирное солнце Сияет всем людям! Пусть
счастье и радость Живут на планете! Ведь мир очень нужен — И взрослым, и
детям! (Ольга Маслова);
- Ещё тогда
нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили
вы планете Великий Май, победный Май! Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели,
священный бой! Ещё тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой
пришли. Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, За
мирный дом, За мир, в котором мы живём! (М. Владимов);
- стихотворение
С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны,
обещание не забывать их подвиг).
Чтобы помочь
старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа —
заслуга не только солдат, но и тружеников тыла, можно за основу использовать
беседу Левановой
Т.А. «День Победы 9 Мая».
Беседа с
перечислением всех участников Парада Победы представлена в публикации Басмановой Ю.
Обращение к
опыту ребят, в частности, к знаниям памятников Победы, в качестве основы для
беседы показано в публикации Сухоруковой
С.В.
Художественная литература
В подборку
художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу
можно включить:
- рассказ Г.
Черкашина «Кукла» (текстом можно
проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» – как в семье
девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и пили воду вместо
чая, называя напиток «белая ночь»);
- рассказ С.
Алексеева С.
Алексеева «Брестская крепость», в
котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды,
чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).
Наглядность
Основой
наглядного блока для рассказа о Дне Победы должны быть фотографии из семейных
архивов детей с родственниками, принимавшими участие в ВОВ, а также памятники
победы. В начале разговора можно, как и в предыдущие
годы, использовать презентации, например:
- Гребневой Т.В. с рассказом о масштабности военных действий;
- Мироновой
Г.А. с описанием подвига детей и женщин, а также
материалами о блокаде Ленинграда;
- Соловьёвой М.Н. (комментарии к слайдам можно найти здесь) – в материалах в обобщённом виде представлена вся изученная по теме
войны и Победы информация.
Кроме того, для
обобщения знаний ребят по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть
видеоролик «Дедушка, скажи, как всё начиналось». После просмотра ребята
отвечают на такие вопросы:
- Что
натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
- Какую цель
преследовали фашисты, развязывая войну?
- Кто стоял
во главе фашистов?