09.04.2021
Педагогический
совет
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Основные направления
взаимодействия с семьей.
3. Деловая игра.
4. Подведение итогов.
5. Разное.
Теоретическое обоснование
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека,
когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной
зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий
уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом
возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед
детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения
полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития
ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
·
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции
ребёнка;
·
Достичь понимания того, что нельзя ребёнка
сравнивать с другими детьми;
·
Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка
и учитывать их;
·
Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что
важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие
педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства
общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка
невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и
действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в
детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и
развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё
отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции
дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном
учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем
возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе
с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает
ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог
дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по
их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала:
"Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо
заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле
самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе
детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и
семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад
служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее
воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать
взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их
содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе
с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1.
Изучение потребности родителей в образовательных
услугах.
2.
Просвещение родителей с целью повышения их правовой и
педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с
семьями дошкольников.
Безусловно, что решение сложных и многоплановых вопросов не произойдёт
само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй –
это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической
культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными
документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую
культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять
защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
Повышение
педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:
Изучение закономерностей развития ребёнка
(особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах)
Знакомство с современными системами семейного
воспитания
Пропаганда здорового образа жизни
Содействие в приобщении детей к культурным и
духовным ценностям
II.
"Деловая игра" (проведение педсовета)
Цель:
формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с
родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов
поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы
педагогического коллектива.
Форма
проведения: две рабочие группы.
Ход игры.
1 часть. Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
1.
Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2.
Перечислите формы работы с родителями.
3.
Посещение на дому. В каких случаях целесообразно
посетить семью?
4.
Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете
трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с
трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
1.
Какие основные задачи стоят перед дошкольным
учреждением по работе с родителями?
2.
Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и
отрицательные стороны анкетирования.
3.
Считаете ли вы эффективными такие формы работы с
родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это
даёт педагогам и родителям?
4.
В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
·
В его присутствии
·
Без него
·
В присутствии всех членов семьи
2 часть. Игровое
упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель:
провести срез представлений педагогического персонала о современной семье,
проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход
проведения.
·
Каждой группе вручается лист А4, карандаши.
Задача педагогов: изобразить современную семью с помощью рисунка.
·
Через 10-15 минут совместной работы каждая
группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
·
(Ведущий педагогического совета подводит итоги
проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой
микрогруппе)
3 часть.
Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое
моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий
между воспитателем и родителями.
1.
Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг
вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой
матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы
выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
2.
Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего
ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
3.
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник,
поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель
недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее?
Что предпринять в дальнейшем?
4.
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для
детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером
попросите родителей перенести песок»,- предложила заведующая педагогам.
- Как вы будете просить родителей о помощи?
А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
4 часть. Игровое
упражнение "Определи логическую последовательность".
Учебная
задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при
подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход
упражнения.
Каждая группа
получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или
подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного
времени, играющие представляют последовательность действий при организации и
проведении встречи, комментируя свой выбор.
Содержание текста
на карточках.
Для первой группы.
1.
Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч
с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях
воспитанников.
2.
Определяются педагоги, ответственные за подготовку и
проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз.
работник, медицинский работник и др.
3.
С родителями согласуются удобные для них дни проведения
встреч.
4.
Продумывается структура и содержание каждой очередной
встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов
активизации родителей.
5.
Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о
теме встречи и их подготовка к участию в ней.
6.
Выясняется мнение родителей о пользе проведённой
встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
Для второй
группы.
1. Трансляция
родителям положительного образа ребёнка.
Цель:
установление доверительных отношений с родителями
2. Трансляция
родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.
Цель: ознакомление
с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки
к сотрудничеству.
3. Ознакомление с
проблемами семьи в воспитании ребёнка.
Цель: дать
возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.
4. Совместное
исследование и формирование личности ребёнка.
Цель:
воспитание доверия между родителями и педагогами
5 часть.
Подведение итогов.
"Ребёнок
должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно,
чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с
ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".
Решение задач
сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом
просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение
родителей в образовательную работу детского сада.