Методический семинар «Красота – это то, что создает человек»

08.04.2021

Методический семинар

«Красота – это то, что создает человек»

 (эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ)

План проведения:

1.Теоретическая часть (Путешествие в страну эстетики)

2. Культурные практики

3. Решение педагогических ситуаций.

4.Разное

 

Теоретическая часть

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

1. Что такое эстетическое воспитание?

Д. Б. Лихачёв так определил, что такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

Карл Маркс: эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

  1. Это процесс целенаправленного воздействия
  2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
  3. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного
  4. Это  формирование эстетических вкусов и идеалов личности

2. Задачи эстетического воспитания

Их можно разделить на две группы:

  1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
  2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

3. Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Выбрать и сгруппировать:

  • Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)
  • Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)
  • Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)

Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать внимание детей к красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания.

 

Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

  • Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс
  • Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус
  • Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения
  • Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.
  • Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом
  • Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.

 

Решение педагогических ситуаций.

  • Между мамами состоялся следующий разговор:

- «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо».

– «А вы пробовали его учить?»

- «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей».

Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей.

 

·         Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

 

·         Папа купил сыну (2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не появлялась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получилось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.

 

·         Мальчик (6 лет) при рисовании на тему «Моя семья» нарисовал в центре листа большой телевизор, рядом – кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками. Ближе к краю мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руке. После того, как мальчик закончил рисунок, воспитатель спросил: «Всех ли членов семьи ты нарисовал? Почему себя не нарисовал?». «Мало места, я не уместился», - ответил мальчик. Можно ли считать детские рисунки ценным материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребенка. Почему?

 

Игра-викторина

Необходимо выбрать правильный ответ.

 

1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

·         осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);

·         фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;

·         предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

 Хочу такой сайт

2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

·         сюжетно-ролевая игра;

·         личностное общение с взрослым;

·         учебная деятельность;

·         нет правильного ответа.

 

3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

·         Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;

·         Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);

·         Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;

·         Игра не влияет на развитие произвольности.

 

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Ответ: познавательное развитие

 

5. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования;

 

6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

 

7. Исключите лишнее

Образовательная среда по ФГОС:

1.      гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

2.      обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;

3.      способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4.      создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5.      оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;

6.      обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

 

8. Согласно ФГОС ДО родитель:

1.      становится активным участником образовательного процесса;

2.      исключается из образовательного процесса;

3.      нет правильного ответа.

 

Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли.

Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы!

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».