08.04.2021
Методический семинар
«Красота – это то, что создает человек»
(эстетическое воспитание детей и создание
комфортной обстановки в ДОУ)
План проведения:
1.Теоретическая
часть (Путешествие в страну эстетики)
2. Культурные
практики
3. Решение
педагогических ситуаций.
4.Разное
Теоретическая часть
Идеи эстетического воспитания
зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин
«эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством.
Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что
объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу
системы эстетического воспитания.
1. Что такое эстетическое воспитание?
Д. Б. Лихачёв так определил, что
такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования
творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное
и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой
личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны
реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами
стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.
В кратком словаре по эстетике:
эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и
совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать,
ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Карл Маркс: эстетическое
воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности
ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое,
комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Существует множество определений
понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже
можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
- Это процесс
целенаправленного воздействия
- Это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и
жизни, оценивать её.
- Это
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного
- Это формирование эстетических вкусов и
идеалов личности
2. Задачи эстетического воспитания
Их можно разделить на две группы:
- Первая
группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к
окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе,
поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный
вкус, потребность в познании прекрасного.
- Вторая
группа задач направлена на формирование художественных умений в области
разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под
музыку, развитие словесного творчества.
3. Условия, средства, роль педагога в
эстетическом воспитании детей
Выбрать и сгруппировать:
- Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека;
красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства;
художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)
- Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные
виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность;
«Полочка красоты»; уголок природы)
- Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу,
к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств
эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития
творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их
интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного;
побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными
и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)
Немного поподробнее остановимся
на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем
необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между
людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых
лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от
этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Во все времена на протяжении
всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для
достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика
быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые
окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и
окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз,
вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка
важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая
салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение,
приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их
иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется
не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе
или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Эстетика обстановки
– это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу
прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту
каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно,
какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была
правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и
доброжелательной.
Эстетика быта – это
внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в
подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит
законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания,
если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта.
Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её
проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать
внимание детей к красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво».
Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют
эстетическое сознание.
Так, три правила: жить в
красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя –
делают эстетику быта средством эстетического воспитания.
Подбирая
оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:
- Эстетически
продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический
процесс
- Целенаправленное
и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной
среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус
- Эффективность
работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в
создании красивого окружения
- Художественное оформление детского сада,
групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с
требованиями концепции дошкольного воспитания.
- Важные качества обстановки детского сада
– это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов
для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом
- Эстетическое оформление детского сада
предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.
Решение
педагогических ситуаций.
- Между
мамами состоялся следующий разговор:
- «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни
говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо».
– «А вы пробовали его учить?»
- «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у
него нет способностей».
Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет
можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей.
·
Детям 5
лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство
нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен
прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в
изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в
обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
·
Папа
купил сыну (
·
Мальчик
(6 лет) при рисовании на тему «Моя семья» нарисовал в центре листа большой
телевизор, рядом – кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими
руками. Ближе к краю мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат. В
верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в
руке. После того, как мальчик закончил рисунок, воспитатель спросил: «Всех ли
членов семьи ты нарисовал? Почему себя не нарисовал?». «Мало места, я не
уместился», - ответил мальчик. Можно ли считать детские рисунки ценным
материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребенка. Почему?
Игра-викторина
Необходимо выбрать правильный ответ.
1. В младшем дошкольном возрасте
сюжетно-ролевая игра характеризуется:
·
осуществлением
игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
·
фазой
сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на
основе личного опыта;
·
предметными
действиями (стучать ложкой, открывать крышки).
2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7
лет:
·
сюжетно-ролевая
игра;
·
личностное
общение с взрослым;
·
учебная
деятельность;
·
нет
правильного ответа.
3. Родитель просит посоветовать игру для
развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:
·
Совместная
сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
·
Индивидуальная
сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
·
Совместная
сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
·
Игра не
влияет на развитие произвольности.
4. Назовите недостающее по ФГОС направление
развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
Ответ: познавательное развитие
5. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств
личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования;
6. Что такое целевые ориентиры дошкольного
образования?
а) это социальные и психологические
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного
образования;
б) это знания и навыки, которыми должен
овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;
в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве
грамот, призовых мест, побед в конкурсах.
7. Исключите лишнее
Образовательная среда по ФГОС:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников;
2. обеспечивает эмоциональное и
морально-нравственное благополучие воспитанников;
3.
способствует профессиональному развитию
педагогических работников;
4. создаёт условия для развивающего вариативного
дошкольного образования;
5.
оценивается путем диагностики конкретных
достижений воспитанников;
6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
8. Согласно ФГОС ДО родитель:
1. становится активным участником
образовательного процесса;
2. исключается из образовательного процесса;
3. нет правильного ответа.
Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не
растеряли.
Теперь можно не беспокоиться за
образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы!