30.03.2021
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ
«ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ И ОСЛАБЛЕНИЕ
НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ»
План
проведения семинара-практикума:
1.
Вступительное слово.
2.
Детская агрессивность.
3.
Представления об агрессии и
агрессивности.
4.
Разделение агрессии.
5.
Особенности
проявления агрессивного
поведения в дошкольном возрасте.
6. Диагностические
критерии агрессивности
для детей старшего дошкольного возраста.
7.
Методы и приемы снижения агрессивности.
8. Мастер-класс «Игры для детей старшего дошкольного возраста для снижения агрессии и
ослабление негативных эмоций».
Ход семинара-практикума:
1.
Агрессия, в каких бы формах она не
проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во
взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к
драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической
работы, жалобы на появление детской агрессивности одно
из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.
В детском саду часто
можно встретить детей с
ярко выраженными проявлениями агрессии: они
постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко
с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребёнком. В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то
деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В
любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий.
Агрессию могут вызывать оскорбления личностного достоинства,
повседневные страдания, принуждения и наказания. Таким образом, причиной агрессии чаще всего являются физические и
психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или
достижению целей человека.
Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство
уверенности в себе при агрессии значительно выше,
чем при любой другой эмоции. Наиболее частой причиной беспокойства родителей за
поведение своих детей и
обращения к специалистам является как раз детская агрессия.
2. Детская агрессивность – явление нормальное с
психологическими особенностями каждого возраста. И
взрослым, для того, чтобы агрессивность не
стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях.
Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть или обмануть и в большинстве случаев
детская агрессия - всего лишь
протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав.
Детская агрессивность обычно
нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и
только к семи годам (в норме) идет
на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребенок уже научается разрешать
конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, они
становятся менее эгоцентричными и лучше понимают чувства и поступки других
людей. Если агрессивность ребенка, как
привычная реакция на препятствия и запреты не уменьшается, а только набирает
силу, то есть повод для беспокойства. Очень многое в период детской агрессии (до 6-7 лет) зависит
от реакции на нее родителей. И тут нашим детям нужна скорее помощь и понимание,
чем строгость и наказания за неприемлемое с
точки зрения морали поведение. Существенную роль в развитии агрессивности играют сверстники, которые могут являться
образцом как социально положительно, так и агрессивного
поведения. В обществе сверстников дети учатся тому, что им не могут дать взрослые: отношению к сверстникам,
способности отвечать на проявления враждебности и насилия. Не имея возможности
адекватно отреагировать на агрессивное поведение взрослых, агрессивность детей больше проявляется именно
по отношению к сверстникам. Возможно, это тоже часть постижения идеи и практики
равноправия, которая открывается перед ребенком в общении со сверстниками. Сильным,
как тормозящим, так и побуждающим к агрессии,
фактором является позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей.
3. Таким
образом, теория социального научения сконцентрировала в себе следующие
представления об агрессии и агрессивности:
- агрессивность формируется в течении жизни и, в частности, в
процессе социализации личности;
- решающая роль в
процессе формирования у ребенка навыков агрессивного поведения
отводится наблюдению за образцом, в качестве которого могут выступать старшие члены семьи и сверстники
группы;
- агрессивное поведение может выполнять функцию адаптации к
социальным условиям, которая является механизмом психологической защиты, а в
рамках противоправного поведения - инструмента воздействия;
- агрессивность как психологическое явление в
нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида
может приводить как к социально одобряемому поведению, так и к противоправному.
А агрессивное поведение включает в себя
следующие положения:
- агрессивное поведение предполагает
обязательное парное взаимодействие ("агрессор -
жертва");
- агрессия обязательно подразумевает
преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- жертвы должны
обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
4. В
психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные
классификации типов агрессии.
Разделение агрессии по направленности на объект.
Гетероагрессия- направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления,
ненормативная лексика и т. д.
Аутоагрессия- направленность на себя:
самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение,
психосоматические заболевания.
Разделение агрессии по причине появления.
Реактивная агрессия - представляет собой ответную
реакцию на какой- то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).
Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины,
обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных
эмоций, неспровоцированная агрессия при
психических заболеваниях). Разделение агрессии по
целенаправленности.
Инструментальная агрессия- совершается как средство
достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог,
удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила
ему игрушку и пр.
Целевая (мотивационная) агрессия -
выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда
или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и
избил его. Разделение агрессии по
открытости проявлений.
Прямая агрессия – направляется непосредственно на
объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение:
открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.
Косвенная агрессия – обращается на объекты,
непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для
проявления агрессии (они доступны и
проявление агрессии в их адрес
безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье,
непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без
повода кричать на ребенка и пр.
Разделение агрессии по форме проявлений:
Вербальная агрессия –выражена в словесной форме:
угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных
эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
Экспрессивная агрессия –проявляется невербальными
средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких
случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в
сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.
Физическая агрессия – прямое применение силы для
нанесения морального и физического ущерба противнику.
Наиболее привычными
формами агрессии считаются
конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы
или применение физической силы.
5.
Особенности проявления агрессивного поведения в
дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность детей является одной из
наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. У детей, как и у взрослых, существует две формы
проявления агрессии:
недеструктивная агрессивность и
враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания,
достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции
в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания
и способности положиться на себя. Вторая - не просто злобное и враждебное
поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого.
Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Выдающийся психолог
и философ Эрих Фромм, основоположник гуманистического психоанализа,
подразделял агрессию на "злокачественную"
– "страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание
разрушать" и "доброкачественную" – "поведение, связанное с
самообороной и с ответной реакцией на угрозу". Общепринятым считается, что
у детей дошкольного возраста отмечается в
основном доброкачественная агрессия,
которая представлена псевдоагрессией и
оборонительной агрессией. К псевдоагресии относятся такие виды, как
непреднамеренная агрессия и агрессия как
самоутверждение. Непреднамеренная агрессия – случайное нанесение вреда
человеку. В детском коллективе достаточно распространена. Не проходит и недели,
чтобы кто-нибудь кого-нибудь не толкнул или не ударил случайно, нечаянно. И
каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что
ребёнок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует "тормозов" в
игре или шалости и в результате сносит всё на своём пути. Агрессия как попытка самоутвердится
проявляется у дошкольников и в игре,
и в общении с родственниками (чаще с родителями).
В игре ребёнок как бы "отрабатывает" нарождающиеся лидерские
тенденции, становясь ситуативным лидером, у которого имеются подчинённые,
слушающие его распоряжения. В общении с родными ребёнок проявляет замашки
диктатора, "тестирующего" своих родных на устойчивость нервной
системы и уровень дозволенного.
Оборонительная агрессия очень типична для
детей дошкольного возраста. Её специфическая особенность в том,
что она сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребёнка на нарушение
значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут
иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь
факт физического оскорбления, для другого - отнятая игрушка, для третьего -
оскорбительное слово. В результате ребёнок начинает протестовать. Но и эти
реакции имеют чёткую связь с типом нервной деятельности. Слабый, астеничный
ребёнок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по своему психотипу
ребёнок даст сдачи. Кроме того, вследствие бедного набора имеющихся средств воздействия
на "обидчика" у детей нередко
проявляются крайне неадекватные реакции, которые закрепились в
результате неправильного воспитания в семье или ближайшем окружении:
ребёнок начинает кусаться, драться, щипаться, и его действия могут быть
направлены не только на сверстников, но и на взрослых.
6. Диагностические
критерии агрессивности для детей старшего
дошкольного возраста:
1) Часто (чаще по
сравнению с поведением других детей,
окружающих
ребёнка) теряют
контроль над собой.
2) Часто спорят,
ругаются с детьми и взрослыми.
3) Намеренно
раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы
взрослых.
4) Часто винят
других в своём "неправильном" поведении и ошибках.
5) Завистливы и
мстительны.
6) Часто сердятся и
прибегают к дракам.
Дети пяти-шести лет
легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей, учителей.
Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в
споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а
нередко даже доносят на приятелей. Грамотные воспитатели, учителя и родители с
заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать
разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за
ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно
выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
Характерологические
особенности агрессивных детей:
• настроены на
негативное восприятие себя со стороны окружающих;
• не оценивают
собственную агрессию как агрессивное поведение;
• всегда винят
окружающих в своём деструктивном поведении;
• в случае
намеренной агрессии (нападение, порча имущества)
• отсутствует
чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;
• склонны не брать
на себя ответственность;
• в отношениях
проявляют низкий уровень эмпатии;
• слабо контролируют
свои эмоции;
•имеют неврологические недостатки: неустойчивое,
рассеянное
внимание, слабая
оперативная память, неустойчивое запоминание;
• не умеют
прогнозировать последствия своих действий;
• положительно
относятся к агрессии, т. к. через агрессию получают
чувство собственной
значимости и силы.
7.
Методы и приемы снижения агрессивности.
Коррекционная
работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам
выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
Выделяется 4 стадии
отреагирования гнева:
Первая стадия
– предоставлять детям практически приемлемые методы для
выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
Вторая стадия – помочь детям подойти к реальному восприятию чувства
гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать
гнев красками или вылепить гнев из пластилином зрительно обозначить свой гнев.
Часто у детей образ их гнева
отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован
их гнев.
Третья стадия
–дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева:
пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует. Обычно, после того как
дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом, происходит
трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся
более спокойными и открытыми к дальнейшим действиям.
Четвертая стадия
– обсуждать с детьми то, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это
чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.
Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и далее научился
оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением
его в приемлемой в социальном
отношении форме. Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является
помощь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боль, обида,
которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь
ребенку изменить в целом восприятие ситуации с травмирующего и негативного на
более позитивное.
Для первой стадии
отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в
работе с детьми являются следующие методы и способы:
1) комкать и рвать
бумагу;
2) бить подушку или
боксерскую грушу;
3) топать ногами;
4) громко кричать,
используя «стаканчик» для криков
или «трубу», сделанную из ватмана;
5) пинать ногой
подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);
6) написать на
бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
7) втирать пластилин
в картонку или бумагу;
8) использовать
водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).
Для того чтобы
коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной,
недостаточно использовать в своей работе с агрессивными
детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку
отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса
травмирующих переживаний. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным
гневом (навыкам саморегуляции) и контроля над ним.
У агрессивных детей слабо развит контроль над
своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной
работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и
контроля над ним, обучить детей некоторым приемам
саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное
эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили
релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием
релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной
тревожности, который у агрессивных детей очень высок.
Коррекционная работа в данном
направлении заключается:
1) в установлении
определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
2) закреплении этих
правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
3) обучении
релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
Релаксационные
техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного
напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и
живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения
лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных
упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет
ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок
лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия.
Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и
сохранить более ровное эмоциональное состояние.
8. Мастер-класс «Игры для детей старшего
дошкольного возраста для снижения агрессии и ослабление негативных эмоций».
Цель мастер-класса знакомство со способами
снятия агрессии у детей дошкольного возраста при
помощи игры для повышения социально-психологической
компетентности воспитателя.
Задачи:
- продемонстрировать приемы
разрешения детских конфликтов при помощи игры;
- раскрыть ключевые аспекты
детской агрессии и дать основные
понятия;
- создание
положительного эмоционального фона
в различных видах игр.
Материал для работы:
Мяч небольшого диаметра;
подбор музыки, стулья, волшебная палочка, диадема.
Мастер:
Добро пожаловать в веселый
городок под названием «Веселяйск». В городе
этом все люди очень жизнерадостные и позитивные, и в нем происходят необычные
вещи. Иногда тень человека оживает и меняется с ним местами. Вот и мы сейчас с
вами поиграем в игру «Своя тень».
Цель игры: психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.
Ход игры: Участники делятся на пары, в каждой, из
которой один играет сам себя, а другой - его тень. Тот, кто играет сам себя по
сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый участник стремится уйти от
преследователя - «тени», который старается от него не отстать. Первый участник
может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая
свою «тень». Затем участники меняют ролями и проигрывают еще раз.
А когда в этом городе дует
сильный ветер, то люди не пугаются этого, а начинают играть в игру «Веретено».
Цель игры: пробуждение активности каждого участника,
они учатся подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и
сплачивает играющих.
Ход игры: Играющие делятся на две группы и становятся
друг за другом. По команде «Начинаем!» игроки,
стоящие первыми должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом
соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т. д. пока не дойдут до
последнего в ряду.
Жители города «Веселяйск» никогда не сорятся, а если начинают
ругаться, то обзывают названиями овощей, фруктов или других продуктов. Вот и мы
сейчас попробуем по обзывать друг друга и сыграем в игру «Ругаемся овощами».
Цель игры: снять вербальную агрессию, помочь играющим выплеснуть гнев в приемлемой
форме.
Ход игры: Скажите участникам следующее:
"Игроки, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными
необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно
пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А
ты,. , морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга
не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу
что-нибудь приятное, например: " А ты,.
солнышко!"
А когда наступает вечер, ко
всем жителям «Веселяйска» приходит
«Фея (волшебник) сна».
Цель игры: плавное завершение занятия.
Ход упражнения: Игроки сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно
большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К
участникам подходит игрок с тоненькой палочкой в руке - это фея (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из
игроков палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза, фея обходит
всех, касаясь их волшебной палочкой…фея смотрит на них:
все спят, она улыбается и уходит. Затем воспитатель говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.
А закончить нашу встречу я бы
хотела следующими словами: «Помогая детям
преодолевать свои трудности, мы в какой-то мере творим чудо».