НУЖЕН ЛИ РЕБЁНКУ ГАДЖЕТ?
(статья со страницы в контакте Нищевой Н.В. –
шеф-редактора издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и журнала «Дошкольная педагогика»)
Известно,
что технический директор eBay отправил своих детей в школу, где используют
привычные, не связанные с новейшими технологиями, инструменты: ручки,
карандаши, швейные иглы, иногда даже глину. Так же поступили сотрудники и
других гигантов Силиконовой долины, таких как Google, Apple, Yahoo, HP. В той
школе нет ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в
классах и не поощряется дома. Откуда такая нелюбовь к гаджетам?
1.
Задержка развития речи
Английский
логопед Салли Уорд провела десятилетнее исследование, которое показало, что у
20% детей в возрасте девяти месяцев уже обнаруживалось запаздывание развития,
если нянькой им служил телевизор. Большинство из них к трем годам отставали в
своем речевом развитии на целый год.
2.
Потеря контроля над эмоциями
Педиатр
Дженни Радески из Бостонского университета утверждает, что активное
использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения
сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем. Сенсорные экраны
не дают развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо
сложнее осваивать математику и научные дисциплины. Дети, которых успокаивают с
помощью электронных устройств, не научаются управлять своими эмоциями.
3.
Одиночество
Проведенный
опрос 57% населения Германии позволил известному исследователю социальных
тенденций Хорсту Опашовски сделать вывод, что новые мультимедийные возможности
– это одиночество с машиной, а не прогресс в области коммуникации.
4.Снижение
познавательных способностей
Немецкий
нейробиолог Геральд Хютер говорит о важности телесных переживаний в детстве.
Бег, лазанье по деревьям необходимы для развития познавательных способностей.
Как только ребенок садится перед телевизором или компьютером, у него
притупляется телесное самоощущение. В предлобной коре мозга формируется
восприятие, ориентация на внешний мир, стремление заранее просчитывать свои
действия, справляться с неприятными эмоциями только в том случае, если ребенок
испытывает все на собственном опыте.
5.Уменьшение
объема мозга
Первая,
решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. В книге
американского психотерапевта Линды Базел говорится, что если на этом этапе
ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов
деятельности и опыта, то многие нейрональные связи не образуются, и объем мозга
остается на 25-30% меньшим. Это подтверждают японские ученые Кеп Ки Лоу и
Райота Кэнэй. Они показали на снимках МРТ, как уменьшается, в частности,
передняя поясная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивные
способности и умение контролировать эмоции.
6.Ухудшение
моторики
Педиатр
Линдси Марцоли утверждает, что пользование сенсорными экранами не дает детям
развивать мышцы пальцев и кистей, необходимые для письма. Британский профсоюз
учителей в 2014 году выступил с заявлением о том, что все больше детей не
способны играть с кубиками и конструкторами, а также общаться со сверстниками
из-за популярности мобильных устройств.
7.
Клиповое мышление
Американский
философ, футуролог и социолог Элвин Тоффлер говорит в целом о тенденции
формирования клип-культуры. Клиповое мышление – особенность человека
воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме
либо видеоклипа, теленовости. Психолог Ларри Розен считает, что сетевое поколение
(generation Net) способно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети,
редактировать фотографии, делая при этом уроки, но платой за многозадачность
становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение
визуальных символов логике и углублению в текст.
8.
Проблемы со сном
Только
что вышло исследование коллектива авторов норвежского медицинского журнала BMJ
Open, которое показало, что с ростом времени использования электронных
устройств снижается продолжительность сна и увеличивается время, необходимое
для засыпания в среднем с получаса до часа. Чтение с гаджетов повышает
психофизиологическое возбуждение, а также нарушает биологический ритм дня и
ночи.
Автор
статьи: Кристина Бароян