Занятие
с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в
волшебный мир сказки»
Цель: Обучение детей
рассказыванию сказки с помощью моделей.
Задачи:
- обучать детей самостоятельно пересказывать и
понимать сказку на основе построения наглядной модели
- развивать у детей мышление и воображение,
эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей
персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине,
цвету)
- воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и
понимать героев сказки
Интеграция
образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурное развитие.
Формы деятельности –совместная
деятельность взрослого и детей
Виды детской деятельности: игровая,
коммуникативная, познавательная, физическая
Форма проведения: ситуация – игра
Техническое сопровождение: средства ТСО
Методы и методические
приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая
ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Словарная работа: обучать детей
образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц –
зайка, зайчишка).
Оборудование и
материалы: конверты с моделями на каждого ребенка, маски -
мышки, собаки, лисы и медведя, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.
ХОД Непосредственно образовательной деятельности
Организационный
момент. Дети стоят в кругу.
-Ребята, сегодня
мы с вами отправимся в волшебный мир – волшебный мир Сказок. А вы любите
сказки? Очень хорошо, ведь именно там происходят настоящие чудеса, о которых мы
сейчас и узнаем!
Много сказок
есть на свете,
Сказки очень
любят дети.
Все хотят в них
побывать
И немного
поиграть!
-Вы готовы? Вот
только как нам с вами попасть в страну сказок? Может быть нужно произнести волшебные
слова, ведь мы с вами отправляемся в волшебную страну, где все волшебное.
Пальчиковая игра
«Замок»
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой
сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть
замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони
крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
Сюрпризный момент. Перед детьми появляется волшебный рюкзачок, в
котором находится игрушка зайца.
-Ребята, посмотрите, что это такое?
-Правильно, это рюкзачок, но он не простой, а волшебный и кажется
внутри что-то есть. Давайте попробуем определить, что это, но не при помощи
глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, то что
находится в рюкзачке, и они должны будут определить, что это.
Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.
-Ребята, а как вы догадались, что в мешочке спрятался зайка? (У
него короткий хвост, длинные ушки)
-Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.
-Что мы можем сказать о характере зайца, какой он в сказках?
(Трусишка, боязливый)
-Как в сказках еще называют зайца? (Зайчишка, зайка – побегайка,
зайчоного, зайчишка – трусишка)
-Молодцы, ребята. Зайка, прибежал к нам из сказки, а как вы
думаете из какой?
-Дети в каких еще сказках мы с вами встречали зайчика? («Заяц
хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»)
-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчика, но наш с
вами гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика.
(«Заюшкина избушка»)
-Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик
принес вам подарки – загадки. Давайте мы с вами их внимательно послушаем и
отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.
Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка? (лиса)
-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска,
лисонька, лисичка)
Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)
-Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)
«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)
-Настя, назови петуха ласково (петушок, петенька)
У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)
-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)
Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А как вы
думаете все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет мышка, из другой
сказки)
Физкультминутка.
-Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами
немного поиграть. А вы хотите? Тогда вставайте в круг.
- Эй, ребята, что вы спите
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
- Заяц по лесу скакал
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
Моделирование сказки. -Вот мы все немного
отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.
-У вас на столах лежат конверты, открываем
их. Какие геометрические фигуры вы видите перед собой? Чем они отличаются?
(цветом и размером). Назовите, пожалуйста, цвета фигурок, которые лежат перед
вами? (белый, оранжевый, серый, красный, коричневый)
-Сейчас мы с вами будем составлять и
рассказывать сказку «Заюшкина избушка», а помогут нам в этом
модели-заместители. Для каждого героя сказки, есть круг определенного цвета.
Как вы думаете для зайчика – какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для…
(лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»
- собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют,
почему каждый круг разного размера и каждый цвет соотносят с героями сказки). А
что у вас еще есть на столах – избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная –
коричневого, а ледяная – синего). Правильно, ребята.
-А сейчас мы с вами будем рассказывать
сказку, и помогать нам в этом с вами будут наши цветные кружочки. Я рассказываю
сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Только будьте внимательны.
(рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки)
СКАЗКА
Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика
лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы
избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и
выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы —
ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:
- Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака
испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка
плачет (дети показывают как плачет заяц). Навстречу ему медведь:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? —
лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она
меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки
прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не
выгонишь.
Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети
показывают)
Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу петух с косой:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы —
ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки
и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!
Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака
гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса,
вон!
А лиса:
- Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса,
вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать
и добра наживать.
Во время рассказа сказки дети изображают: как плачет зайка, как
собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и
громче.
-Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса по отношению к зайчику?
(нет)
-Каким персонажем выступает лиса в данной сказке, какая она? (лиса
– хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка). А какой зайчик?
(зайчик - добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
-Почему волку и медведю не удалось помочь зайцу? (волк и медведь
струсили и убежали)
-Кто оказался настоящим героем-помощником, не испугавшимся лису?
Кто он? (петушок – смелый, храбрый, хороший, красивый)
-Что же в итоге победило в сказке, добро или зло? (добро)
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне
рассказывать сказку. Как она называется? ( «Заюшкина избушка»).
Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.
По первой пойдем — к лягушкам в болото попадем.
По второй пойдем — к Бабе-Яге придем.
По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.
Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!
Дыхательное упражнение
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько
держите! (Вдох- выдох)
- А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? (угощение для
детей).
Рефлексия:
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и конечно немного устали.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
-Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный
рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в
сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по
моделям заместителям.