08.11.2024
Семинар-практикум
«Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие ребёнка — многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру и художественного развития средствами искусства.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Задачи художественно-эстетического развития дошкольников
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
•стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Направления в реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие
•продуктивная деятельность: конструирование и ручной труд, рисование, лепка, аппликация, детский дизайн;
ознакомление с различными видами художественного искусства (живопись графика, скульптура, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство);
• ознакомление с различными видами музыкального искусства, развитие чувства ритма, слуха и голоса; обучение игре на детских музыкальных инструментах;
• ознакомление с театральным искусством, формирование театрально-игрового творчества;
• развитие детского художественного творчества.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется
• увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
• У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Работа по художественно – эстетическому развитию:
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
Аппликация
В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Лепка
Лепка — самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый
вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал,
но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из
пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые
композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка
расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к
окружающей жизни и нравственных отношений.
Конструктивно — модельная деятельность.
Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. Конструктивная деятельность является практической основой, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Музыка и танцы
Дети с первых мгновений воспринимают различные звуки. Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряет расщепление гликогена.
Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, способствует формированию у дошкольников чувства сплочённости, побуждает активное желание выражать музыку в движении.
Театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.
Существует множество форм всестороннего развития детей, но театральная деятельность, я думаю, что вы со мной согласитесь, стоит в этом ряду на первом месте. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.
Скажите, что делает театральную деятельность более зрелищной, насыщенной и одновременно помогает ребенку раскрепоститься, проявить фантазию, импровизировать? (атрибуты, музыкальное сопровождение, наличие партнеров)
У меня есть игрушка – собачка, этот атрибут поможет вам перевоплотиться в артистов. Передавая ее друг другу, вы будете от ее имени отвечать на мои вопросы, выбрав соответствующую мимику, жесты.
А вопросы такие:
- Ты зачем так громко лаешь?
- Ты здесь что-то охраняешь?
Особенность этой театрализации в том, что этот маленький сюжет мы не просто обыграем, а пропоем. Каждому из вас даю фразы ответа, которые нужно пропеть с предложенной интонацией.
Педагог-ведущий:
-Ты зачем так громко лаешь? Ты здесь что-то охраняешь?
Педагог-участник:
- Я сижу и громко лаю, я наш домик охраняю.(Удивленно)
- Я сижу и громко лаю, кошку к дому не пускаю.(Грустно)
- Я сижу и громко лаю, косточку оберегаю.(Страх)
- Я сижу и громко лаю, я воришек всех пугаю. (Радостно)
- Я сижу и громко лаю, я границу охраняю. (Грозно)
Вот так наличие атрибута и пение сделало этот сюжет небольшим представлением.
Театральная деятельность решает задачи взаимодействия и общения детей.
Для этого используются коммуникативные упражнения, игры, в которых дети работают с партнерами.
Важны в театральной деятельности упражнения на развитие пантомимы и жестов.
Чтобы дети не выполняли движения как куклы и роботы.
Кроме того, детям важно видеть итог своей деятельности, а итогом является театральная постановка.
Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета.
Цель интеграции – объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).
В процессе интеграции различных видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной) заложен огромный потенциал творческого развития ребенка, как формирующейся личности.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Дошкольник легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием.
Интеграция дает возможность детям для самореализации и самовыражения, творческого подхода к организации образовательного процесса педагогам.
Все мы на занятиях используем интеграцию, так как в процессе интеграции различных видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной) заложен огромный потенциал творческого развития ребенка, как формирующейся личности.
Виды интегрированных занятий в ДОУ:
Занятие – путешествие
Занятие-экскурсия
Театрализованные представления
Занятие-акция
Занятие-игра
Занятие-КВН
Занятие-беседа
Занятие-викторина
Занятие-развлечение
Занятие-праздник
Предметно-развивающая среда.
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (центры творчества, игрушки, предметы интерьера, самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности.
Практическая часть семинара
Задание 1. Отгадывание кроссворда на тему художественно-эстетическое творчество
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)
Задание 2
Вот сейчас мы попробуем, обыграть по ролям небольшой отрывок из сценария ко Дню осени
Слякоть и Холодрыга:
Лишь осень настает, приходит наш черед,
И Слякоть с Холодрыгой наступают.
А нас никто не ждет, а нас наоборот,
А нас всегда ругают да ругают.
Слякоть: Я-Слякоть, я кругом в галошах и с зонтом,
Брожу по лужам, сырость нагоняю.
Холодрыга: А Холодрыга-друг все бегает вокруг,
На всех прохожих стужу напуская.
Холодрыга: Слушай, Слякоть, это, наверное, нас в гости звали.
Слякоть: Что ты, Холодрыга, что ты. Апчи! Сколько лет живу на свете, никто меня в гости ни разу не звал.
Холодрыга: Да и меня, Слякоть, тоже не очень-то жалуют. Ну, раз они звали не нас, они пожалеют об этом. Мы им весь бал испортим.
Слякоть: Ой, а это кто?. Да это же Осень! Сама королева бала!
Холодрыга: Золотая Осень!
Слякоть: Радуется. Ей и песни поют, и танцуют для нее.
Холодрыга: Ишь, как ее все любят!
Слякоть: А нас нет (плачет)
Холодрыга: Фу, какую слякоть развела! Не реви и без тебя холодно. Лучше подумай, как эту Осень проучить, чтоб не зазнавалась.
Слякоть: Придумала! Сейчас мы ее заколдуем и она заснет, а сами такую слякоть разведем, такой холод устроим, что она из золотой превратится в дождливую….
Холодрыга: Бррррр!
Слякоть: В унылую….
Холодрыга: Бррррр!
Слякоть: В скучную осень. Тогда ее,как и нас, никто любить не будет.
Холодрыга: А если она расколдуется?
Слякоть: Что ты! Она расколдуется только тогда, когда ее, такую противную, снова полюбят и к себе позовут. А этого не будет никогда! Люди везде одинаковы-им бы всегда тепло да сухо было.
Холодрыга: Чем же мы ее заколдуем?
Слякоть: Сейчас я слякоть на блюдечке разведу, а ей скажу, что это…раствор красоты. (Дает осени выпить напиток, Осень засыпает).
Холодрыга: Ура! Получилось! Ну, держись, теперь я вас заморожу! (Бегает около детей с большим веером, А Слякоть брызгает водой)
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что наш мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, талантливыми, непосредственными, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Заключение. В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Что значит крылатое выражение «зарыть талант в землю»? Значит не воспользоваться своими знаниями, возможностями, опытом. А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Рекомендации для воспитателей.
Подведение итогов семинара-практикума. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться …
Выполнять задание мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар…