31.10.2024
Семинар-практикум для воспитателей
«Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
-Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления.
Педагог-психолог
1. Упражнение “Рады встрече”
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их
сплочению, повышению самооценки.
Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность
узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте
поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг.
Каждый из нас делает один шаг к центру круга, приветствует всех, называет
свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени.
Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей
группы.
Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом
при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей
профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами
и с родителями, а так же в общении с детьми.
Старший воспитатель: Работа непростая, требующая больших эмоциональных вложений. Конечно, хочется, чтобы этот труд был по достоинству оценен. Хочется, чтобы ваша работа была отмечена, хочется числиться на хорошем счету и в коллективе, и тем более, в глазах родителей. Для этого мы должны выяснить для себя: «Зачем я работаю, что меня мотивирует?». Не секрет, что мотивация у каждого своя.
Мотивация всегда внутренняя, и она может изменяться. Сегодня, например, вас мотивирует денежное стимулирование, завтра – профессиональный рост.
А сейчас давайте разберёмся, что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с ДОУ, на участие в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.
Педагоги отвечают на поставленный вопрос:
1. Стремление доставить радость своему ребёнку;
2. Стремление принести пользу обществу;
3. Желание особенного отношения к ребёнку со стороны воспитателей.
4. Самореализация/демонстрация своих умений, талантов.
5. Возможность передать свой опыт.
6. Стремление к изучению своего ребёнка в социуме.
Вывод:
Для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать :
1. Что хочет получить каждый родитель и уметь удовлетворять эти потребности. (если родители участвуют для того, чтобы показать свои таланты, надо чаще привлекать их участию в творческих конкурсах.
2. Если хотят поделиться свои опытом в воспитании детей, то использовать их знания при организации и проведении родительских собраний и т. д).
Но, в любом случае, необходимо знать, что мотивирует каждого родителя или семью на активное участие в жизни группы и изучать это через постоянное непринуждённое общение. Общение играет огромную роль в жизни любого человека.
Психологический практикум.
Педагог-психолог. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
Раздаточный материал
1. А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
2. Упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся”
Разбейтесь на пары, сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой
руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы ― выполнять их.
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними
руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова
вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся,
сердятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят
помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь
друзьями. Давайте обсудим, как проходила эта игра.
Какие чувства возникают в ходе упражнения, что понравилось больше?
Итог: Изо дня в день каждый выполняет какие-то обыденные действия,
манипуляции даже не задумываясь об этом. Но стоит только, например,
закрыть глаза…и мир меняется. Обыденность представляется чем-то
неопознанным. Как здорово уметь видеть новое в старом, хорошее в плохом,
уметь анализировать и черпать нужное для себя.
Педагог: Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:
• приветствие
• имя
• улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Светлана Сергеевна!»
Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.
Упражнение 2 «Тренировка интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на две команды)
Произнести фразы:
• Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
• Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).
- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Ход упражнения: Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Варианты высказываний:
– «Ты слишком высокого мнения о себе»
– «Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь»
– «Ты никогда никому не помогаешь»
– «Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы»
– «Ты совсем не умеешь красиво одеваться»
– «Почему ты на всех смотришь волком?»
– «С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений»
– «Ты как не от мира сего»
– «У тебя такой страшный взгляд»
– «С тобой бесполезно договариваться о чем-либо»
– «Ты все равно все забудешь»
– «У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы»
– «Посмотри, на кого ты похожа»
– «Ты слишком много болтаешь ерунды»
– «Что ты вечно на всех кричишь»
– «У тебя полностью отсутствует чувство юмора»
– «Ты слишком плохо воспитана».
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение:
Легко ли было выполнять задание?
Принимали ли близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Методические рекомендации: педагог спрашивает воспитателей легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Упражнение «Волшебная шляпа»
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)
Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему справа от себя человеку, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Педагог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка.
Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
Педагог-психолог:
Упражнение - фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.
(проводится под релаксационную музыку)
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая
звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы
Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом
любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к
сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно
ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда,
испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко
всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто
находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим
домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь
сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда
Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я
досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.
Раз... Два... Три...
Заканчивая наш семинар –практикум, представьте, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении). Раздача памяток: по работе с родителями. Как воспитателю организовать беседу с родителями.
Памятка для педагога по работе с родителями.
1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими , какие они есть , и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации , тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь , чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел и т.п.
6. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждение постройте разговор с родителями.
7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе, например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
8. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении
проблемы; отвергая предложение ( мнение) , необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т.д.
9. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
10. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
11. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.
Как воспитателю организовать беседу с родителями.
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3. Взаимопонимание быстрее наладится , если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства , а не партнера.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить , что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде , чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше , чем навязывать родителю мнение воспитателя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все, что говорят родители , не выражая своего изумления или неодобрения.