05.02.2024
В.А.Сухомлинский
Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие
ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили,чтоуровень
развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая
закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев
отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь совершенствуется под
влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая
рука – вполне закономерное при
современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо
развивать.
Задания - игры и
упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном
темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе.
Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью
переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными,
доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза
в день.
Во время занятий необходимо
учитывать индивидуальные особенности
ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия
приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы
становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые
систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на
природу будут способствовать
развитию пальцев рук.
Основное правило по
развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда
будет достигнут наибольший эффект.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры,которые мы проводим с детьми в группе.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Методические
указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой
палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу
Дерево
У дерева ствол,
На
стволе много веток,
А
листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать
ладони тыыыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и
пальцами.
Лес
Здравствуй,лес,дремучий
лес,
Полный
сказок и чудес.
Методические указания.Поднять обе руки ладонями к себе,широко расставив пальцы.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Шарик
Надуваем
быстро шарик.
Он
становится большой.
Вдруг шар
лопнул, воздух вышел –
Стал он
тонкий и худой.
Методические указания. Все пальчики
обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на
них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики
принимают исходное положение.
Очки
Бабушка
очки надела
И внучонка разглядела.
Методические указания. Большим и
указательным пальцами изобразить очки.
Стул
Ножки,
спинка и сиденье –
Вот вам
стул на удивленье.
Методические указания. Левая ладонь строго вверх.К ее нижней части приставляется
правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет
это упражнение.можно менять положение рук.
У
стола четыре ножки,
Сверху крышка,как ладошка.
Методические указания.Левая рука
сжата в кулак.Сверху на него опущена ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять
положение рук
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он,словно печка.
Методические указания.Обе ладони
поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а большие пальцы Подняты вверх.
Для тренировки пальцев и кистей рук можно
выучить с детьми следующие упражнения
1. «Коза-дереза» — вытягивание указательного
пальца и мизинца, остальные согнуть.
2. «Щелчок» — сделать щелчок каждым пальцем
правой и левой руки.
3. «Здравствуй пальчик» — поочерёдно
«здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с
указательным и т.д.)
4. «Весёлые человечки» — указательные и
средний пальцы бегают по столу.
5. Зайчик» — вытянуть вверх
указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами
обеих рук («зайцы»).
6. «Оса» — выпрямить указательный палец
правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой
руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук
(«осы»)и др.
Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям
можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой
моторики:
- раскладывание пуговиц, зёрен,
желудей;
- нанизывание бус, колечек,
пуговиц на нитку;
- завязывание и развязывание
узелков из верёвочек различной толщины;
- перематывание цветных клубочков
ниток;
- игры на клавишных инструментах;
- сжимание и разжимание пористых
губок, сжимание резиновой груши;
- нанизывание бус, колечек,
пуговиц на нитку;
- игру с мелкими игрушками для
развития тактильного восприятия;
- выкладывание фигур, узоров из
ниток, палочек и т.д.;
Вот некоторые фигуры для выкладывания их из палочек:
Домик Заборчик
Елка Лодка Пароход
Желаем Вам удачи!