Развиваем мелкую моторику

05.02.2024

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

           «Истоки способностей и дарований  детей - на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский
                                                                                                                                                    

Родителей часто волнует  вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Ученые выяснили,чтоуровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное  при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время занятий необходимо  учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу  будут способствовать развитию  пальцев  рук.

Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук  должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Предлагаем  Вашему вниманию некоторые пальчиковые  игры,которые мы проводим с детьми в группе.

Гусь                                                              

 

                                                                        Гусь стоит и все гогочет,

                                                           

                                                   

                                                  Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу

                                                          Дерево

                                            

                                                 У дерева ствол,

                                           На стволе много веток,

                                              А листья на ветках

                                                Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и пальцами.

                                             Лес

                                      Здравствуй,лес,дремучий лес,

                                           Полный сказок и чудес.

   

Методические указания.Поднять обе руки ладонями к себе,широко расставив пальцы.

                                     Корзинка

                                      

                                  В лес корзинку я беру

                                           Хочу такой сайт

                                              И грибы в нее кладу.

Методические указания.Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.

 

                                          Шарик

                                                  

                                       Надуваем быстро шарик.

                                       Он становится большой.

                               Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

                                      Стал он тонкий и худой.

Методические указания. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

                                                         Очки

                                     

                                         Бабушка очки надела

                                        И внучонка разглядела.

Методические указания. Большим и указательным пальцами изобразить очки.

 

                                           Стул

                                        

                                    Ножки, спинка и сиденье –

                                   Вот вам стул на удивленье.

Методические указания. Левая ладонь строго вверх.К ее нижней части приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук.

 

                                         

                                            Стол

 

                                                  

                                          У стола четыре ножки,

                                      Сверху крышка,как ладошка.

Методические указания.Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук

                                                    Пароход

                                     

                                Пароход плывет по речке,

                                        И пыхтит он,словно печка.

Методические указания.Обе ладони поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а большие пальцы Подняты вверх.

 Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие упражнения

1.     «Коза-дереза» — вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.

2.     «Щелчок» — сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

3.     «Здравствуй пальчик» — поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4.    «Весёлые человечки» — указательные и средний пальцы бегают по столу.

5.    Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).

6.    «Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и др.

Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой моторики:

  • раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;

  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
  • перематывание цветных клубочков ниток;
  •  
  • игры на клавишных инструментах;
  • сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;
  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;
  • выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.;

Вот некоторые фигуры для выкладывания их из палочек:

   Домик                 Заборчик                    Елка              Лодка                  Пароход

                              

 

                                                Желаем Вам удачи!  

                                         

                           

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».