Развитие речевой активности детей».
09.01.2024
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья
(родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от
того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому
общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам
литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении
звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении
богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической
правильности и связности.
Детская речь возникает при наличии определенных биологических
предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка,
полноценный слух, правильное строение периферического аппарата,
нормального созревания и функционирования центральной нервной системы
и здоровые взаимоотношения с окружающими.
Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи
у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним
относятся:
1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом
2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка
3 Отсутствие речевого общения с ребенком.
Органические причины:
1 Снижение слуха
2 Задержка психического развития.
3 Травмы головы.
4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс.
При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более
стойкий характер.
Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много
заниматься особенно родителям.
Можно рекомендовать.
Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между
собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому
проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное
усваивание и накопление словаря.
Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих
детей и сложности в установлении речевого общения. Можно рекомендовать
речевую игру по методу наглядного подражания взрослому ребенок
повторяет движения.
Три медведя.
Три медведя шли домой – (ребенок шагает на месте вперевалочку)
Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху)
Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок – малютка (просто присесть)
Очень маленький он был (присев покачиваться по - медвежьи)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитируют игру с погремушками) .
Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать
чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка
развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте
звукоподражания.
Кукареку!
Кур стерегу!
Кудах – тах – тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить.
Воды попить.
Мур, Мур.
Пугаю кур.
Ам, ам!
Кто там?
Му, му.
Молока кому?
В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о
домашних животных.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного
воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка,
которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию
ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка.
Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь
окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический
строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и
расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в
детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения.
А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных
моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за
живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего
вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с
ребенком беседу об услышанном (увиденном), наводящими вопросами
активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же
следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать
мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и
устанавливать между ними сходство и различия.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с
изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов,
сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено,
помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В
результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за
взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое
значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее
рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это
развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и
взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое
внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым,
поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим
ставить больше вопросов.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что
он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает,
но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо
внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять
за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем
правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные
образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в
правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.
Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения)
и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения
наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова,
необходимо вовремя помочь ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать
своевременному развитию речи ваших детей.