01.11.2024
Кризисы
развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в
жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую
жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13
лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается
непрерывно.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии
ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем
ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах
родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого
раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для
ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его
попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую
«пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.
На
подходе к кризису присутствуют четкие признаки:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в
глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять
озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют
на неудачу.
Кризис
трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость.
Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и
для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что
оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному
желанию.
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что
он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок
требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа
жизни, который сложился до 3-х лет.
4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности;
подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и
возможностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться,
дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он
изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути –
это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое
его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм
проявляется как ревность.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не
отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении
в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все
возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных
способностей.
И, наоборот, внешняябескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть
обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло
соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы
непонимания, возникающие в это время у родителей.
Можно
ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества:
ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое для
ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости для других,
ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного достоинства;
агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – не-адекватная
форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в
обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных
качеств. Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их
крайних проявлений.
Что
необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз
в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями.
Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся
нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты должен…, ты
обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий против «обязан»,
против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он просто еще не может
выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он только маленький
росточек…
Что
могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его
понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь
и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого
и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка,
штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие
маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с
ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение.
Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте
его один раз, и в следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в
душе поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный
период его жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2024
Дата обновления: 28.10.2024
Дата публикации: 01.11.2024