Консультация для родителей «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
10.01.2024
Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один
болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не
раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что не все в
должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как
закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно
просты, а потому при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи. Что
такое закаливание?
Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость
организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению
влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для
здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами
самозащиты. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков
заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2
недели, его возобновляют с начального периода.
Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные
Неспециальные методы – создание
соответствующих условий:
– достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в
помещении и для сна (если ребенок возвращается с прогулки вспотевшим, значит,
его одели слишком тепло);
– максимально возможное пребывание на свежем воздухе в
любую погоду, включающее прогулки и занятия спортом (если постоянно
отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре, ребенок никогда к
ним не привыкнет);
– систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в
день) для создания «пульсирующего» температурного режима в ней (с наступлением
морозной погоды форточки приоткрывают лишь на некоторое время, пока температура
воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).
Специальные методы – это
группа закаливающих процедур (воздушных, водных и др.), осуществляемых с учетом
всех принципов закаливания: постепенности, систематичности, последовательности,
комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей
ребенка.
Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с
воздухом и являются самой первой процедурой закаливания для новорожденных.
Малыш принимает их во время смены пеленок и одежды, когда на короткое время
(2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура в помещении
при этом должна быть 20-22°С. По мере роста ребенка время воздушной ванны
постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для
детей старше 1 года температура воздуха при воздушных ваннах составляет
18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается до 16°С. Во время воздушной
ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно сочетать
воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой
поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1
минуте, доводя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только
способствует профилактике простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы.
Дополнительно можно делать массаж ног с помощью круглой палки или мяча, катая
их под стопами.
Водные процедуры являются самым популярным и действенным
видом закаливания. Однако специальную методику необходимо подбирать
индивидуально для каждого ребенка в зависимости от возраста и переносимости.
Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени процедур и
температуры воды, после консультации с врачом можно начать закаливать ребенка
методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить
элементы закаливания без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как
умывание лица, мытье рук и купание.
Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала
теплую воду (30-32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в
возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но
также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка
растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.
Гимнастика и самомассаж
Закаливающий самомассаж активизирует
защитные силы организма, благоприятно воздействует на нервную систему,
поднимает настроение, а утренняя гимнастика – помогает организму скорее
просыпаться.
Гимнастика в постели
1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и
рук одновременно
2. Поочередное сгибание и разгибание ног.
Самомассаж головы
Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:
1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.
2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье
головы.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам,
«бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются,
то догоняют друг друга.
5. Смывает шампунь с головы.
6. Берет полотенце и сушит им волосы.
7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно
расческой.
Дыхательные упражнения
Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы
организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения,
которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:
Ветерок
Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их
запоминает и повторяет:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены,
вдох через нос).
Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы
трубочкой и дует),
Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос,
голова направо – выдох через губы трубочкой),
Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем
выдох через губы трубочкой и снова вдох),
И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и
делает спокойный выдох через рот)
Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения
руками).
Самолет
Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет
движения в его ритме:
Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх,
поднимает голову, вдох)
Отправляется в полет (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).
Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных
пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со
своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через
соломинку.
Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания,
формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но
поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами
детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения
витаминов в рацион ребенка.
Правильное питание
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна
сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому,
чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном
коллективе. Именно с этой целью в детских садах ежедневно вывешивается меню. В
выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой
ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном
учреждении.
Утром, до отправления в детский сад, лучше ребенка не
кормить, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в
таком случае малыш плохо завтракает в группе. Однако если Вы вынуждены
приходить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то можно дома
давать ребенку сок и/или какие-либо фрукты.
Фитотерапия
Для профилактики простудных заболеваний очень полезны
отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются
лучше, чем выделенные синтетическим путем.
Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год
продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее
2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.
Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей
суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:
1-3 лет – 1 чайная ложка
3-6 лет – 1 десертная ложка
старше 6 лет – 1 столовая ложка
При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи
из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса.
Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до
еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.
Желаем
здоровья Вам и Вашим детям!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2024
Дата обновления: 13.01.2024
Дата публикации: 10.01.2024