02.11.2023
Добрый день, уважаемые коллеги!
В своем выступлении я хочу рассказать о влиянии музыки на здоровье детей и показать ряд здоровьесберегающих методик которые я применяю на своих музыкальных занятиях.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Многие ученые, Боткин, Маман, Павлов, Сеченов, Хелзинг доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние ребенка.
В связи с этим выработано ряд методик, направленных на обеспечение эмоционального состояния ребенка. В своей программе «Музыка здоровья» Анисимова Марина Викторовна показывает, как влияет музыка на физиологию ребенка.
Давайте подробнее это рассмотрим.
Как вы знаете, что программа по музыкальному развитию ребенка состоит из следующих основных разделов
- слушание музыкальных произведений
- пение музыкальных произведений
- музыкально-ритмические движения
- игровое творчество
- релаксация
В эти разделы можно включить следующие виды здоровье сберегающих технологий:
Раздел — слушание. - музыкотерапия
- эффект Моцарта
- сказкотерапия
Раздел — пение. - вокалотерапия
- дыхательная гимнастика (метод Стрельниковой)
- артикуляционная гимнастика
- физвокализ (метод Попова)
- фонопедический метод развития голоса
- дикционные упражнения (Емельянова)
Раздел — музыкально-ритмические движения:
- ритмотерапия
- логоритмика
- терапия творчеством — арт терапия
Раздел — игровое творчество:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнасти
- музыкальные игры
Раздел - релаксация :
- психогимнастические игры
- музыкальный аутотренинг (метод Давыдовой)
- улыбкотерапиДавайте рассмотрим подробнее, что это за методики и как они влияют на развитие ребенка.
Я не буду вдаваться глубоко в теорию, а покажу как это применяется на практике.
Раздел * Слушание музыки
Музыкотерапия - О. А. Машков методика
М. Я. Мудров
И. Р. Тарханов
Это эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — биологических веществ помогающих справляться с болью и стрессом,регулирует дыхание.
Посмотрите, что можно в этом разделе предложить:
/ Классическая музыка: И. Бах «Шутка», Л. Бетховен «Лунная соната», И. Штраус «Сказки венского леса», Ф. Шуберт «Аве Мария», П. Чайковский «Марш» и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и т. д/
Эффект Моцарта - А. Томатис, Д. Кэмпбелл.
Произведения В. А. Моцарта благотворно воздействуют не развитие детей : быстрее развиваются, лучше учатся, становятся спокойными. Подобный эффект наблюдается при прослушивании звуков природы : шум дождя, пение птиц, морской прибой и т. д.
Двойной эффект приносит использование игры на колокольчиках во время прослушивания,
зонирует окружающее пространство — очищает от болезнетворных бактерий.
Колокольный звон помогает восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить спокойный сон.
/ В. Моцарт «Колокольчики звенят», А. Вивальди «Зима» /
Сказкотерапия
Эта методика важна для душевного состояния ребенка. Развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, воображение.
/ пример: психологические сказки рассматривают проблемы : страх темноты, одиночества, несамостоятельности и т. д.
* Раздел Пение
Вокалотерапия - методика А. И. Попов, С. В. Шушурджан.
Это лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы.
/ Пример: Исполнение р. н. п. «Скок — поскок» по полутонам. /
Дыхательная гимнастика - по методу А. Н. Стрельниковой.
Методика направлена на укрепление и восстановления здоровья детей, коррекцию логоневрозов, лечение голоса.
/ Пример: «Накачай колесо» И. П. Стоя ровно, руки согнуты в локтях. Повороты влево- вправо,при вдохе - пальцы сжимать в кулак, при выдохе -расслаблять. /
Артикуляционная гимнастика
Повышает показатели уровня развития речи, певческих навыков. Улучшает музыкальную память и внимание.
/ Упражнение «Лошадка» на улыбке цокать кончиком языка.
Упражнение «Горячий чай» развивает ровный продолжительный выдох — вытянуть губы трубочкой. «Сдуй пыльцу». /
Физвокализ - метод А. И. Попова.
Система упражнений, направленная на увеличение объема легких. Благотворно действует на дыхательную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы.
/ Долго тянуть гласные на ноте ми1 используя слог да- да-да, де-де-де, до-до-до и т. д. /
Фонопедический метод развития голоса - метод В. В. Емельяновой.
Метод направлен на укрепление гортани, на развитие координации и эффективной тренировки голосового аппарата.
/ Упр. «Погреем руки» резкий вдох, выдыхаем теплый воздух на руки. «Сердитый гусь» резкий вдох, выдох буква «Ш». /
Дикционные упражнения - скороговорки, дразнилки, пословицы, поговорки, ритмодекламация.
Влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, на двигательную активность. Помогают укрепить голосовой аппарат.
/ Пример: «Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня!»
«Жук над лужею жужжа ждал до ужина ужа.»
* Музыкально- ритмические упражнения
Ритмотерапия - направлена на укрепление правильной осанки, развитие гибкости. Помогает добиться эмоциональной разрядки, выполняет релаксационную функцию.
Танец снимает нервно-психическое напряжение.
/ Пример: «Лягушата», «Веселые зайчики».
Логоритмика - включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Направлена на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса и активизацию всех видов внимания и памяти.
/ упражнение «Пальчики и ручки», «Доброе утро»
Арт-терапия - благотворно влияет на психику ребенка, эмоциональные переживания. Развивает звуковысотный и ритмический слух, внимание, реакцию и память.
/ Упражнение «Угадай по голосу» исполняется строчка из песни, «Изобрази животное» под музыку.
*Раздел Игровое творчество
Игровой массаж - стимулирует рост и развитие мышечной массы. Укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.
В него входят : Массаж рук, пальцев, спины. Включает в себя - поглаживание, растирание, разминание постукивание.
Пальчиковая гимнастика - нацелена на совершенствование моторной и двигательной координации. На развитие синхронных движений глаз и рук. Стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга.
/ Пример «Дом», «У кошечки»./
Музыкальные игры - способствуют системному развитию психологического комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления.
/ Пример: «Солнышко и дождик» применение мультимедиа.
«Воробьи и Бобик». «Кошка и мыши» /
Элементарное музицирование - способствует развитию внимания, ритма, слуха, координации движения.
/ Пример: «В траве сидел кузнечик», Для старших групп «Овощные ритмы».
* Релаксация
Психо-гимнастические игры - методика Панфиловой М. А.
Направлены на развитие воображения, снятие эмоциональной напряженности, формирование уверенности в себе.
/ Проводятся под музыкальное сопровождение или фонограмму. К таким играм относятся
игры-этюды с изображением образов (грустный старик, хвастливый воробей, пчелка в темноте, воробушки летают/
Музыкальный аутотренинг - прием самовыражения и метод корректировки эмоций.
/ Упражнение «Ласковое имя», «Веселое и грустное настроение»./
Улыбкотерапия - метод оптимизации психического состояния направленный на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости.
/ игра «Улыбнись соседу», «Веселое настроение» /
МУЗЫКА ЗДОРОВЬЯ
подготовила музыкальный руководитель
Присяжнюк Т. И
Слушание музыкальных - музыкотерапия
произведений: - эффект Моцарта
- сказкотерапия
Пение музыкальных - вокалотерапия
произведений: - дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
- физвокализ (метод Попова)
- фонопедический метод развития
- дикционные упражнения
Музыкально-ритмические
движения:
- ритмотерапия
- логоритмика
- терапия творчеством — арт терапия
Игровое творчество:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- музыкальные игры
- элементарное музицирование
Релаксация :
- психогимнастические игры
- музыкальный аутотренинг
- улыбкотерапия
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2023
Дата обновления: 13.12.2023
Дата публикации: 02.11.2023