Консультация для родителей "Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
01.11.2022
Важнейшее приобретение в
дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания
того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.
Дошкольный возраст — самый
подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам
жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет
трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных
классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с
педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено. В более старшем
возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. А
так как общение является непременным условием для развития детей старшего
дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса
необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает
различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на
развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это,
пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном
учреждении.
Речь детей шестого года
жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается
значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные
или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте
формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической
системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь. В этом возрасте
формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается
умение подбирать нужное содержание и форму его выражения. Наиболее яркой
характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных
типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться
интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими
категориями словообразования и словоизменения. В связи с этим возникают
трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в
построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному
соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании.
Выявление
уровня речевого развития детей важно также при определении школьной
зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка
успешности в налаживании взаимоотношений с учителем, сверстниками, в усвоении
всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной
форме.
В обучении
детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование
звуковой, грамматической стороны речи); функциональное
(формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное
или познавательное (развитие элементарного
познания явлений языка, речи).
Исследования
показали, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными
составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в
активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их
изменению и образованию.
В
исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии
связной речи, чем просто ее
логичность, последовательность. В качестве основного показателя
связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить
текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и
частями высказывания.
Если в
исследованиях первого и второго направлений общение и осознание
языковых явлений вступают только как одно из условий успешного усвоения
элементов лексики, грамматики, то исследования третьего направления прямо
нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений,
понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей
состоят.
В основе
развития речи лежит активный творческий
процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что
дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой
интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на
смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при
стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого
уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию. Центральная
задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного
познания явления языка и речи. Грамматический
строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование
всех его средств в связной речи. Исследователи
детской речи выделяют два
взаимосвязанных процесса в освоении грамматики:
подражание и языковое обобщение. О важной роли языковых обобщений в освоении
грамматики свидетельствуют инновации в сфере словоизменения и словообразования.
Языковые инновации – свидетельство того, что ребенок усвоил значение
грамматических элементов и правила оперирования ими и применяет эти правила в
новой проблемной ситуации.
Один из
важных показателей обще речевого развития ребенка – его инициативная
речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками
как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом,
может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной
характеристикой сферы его потребностей.
Основной целью работы
педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей
пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения.
Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе
образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются
представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и
предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность.
Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм
словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и
другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение,
интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной
речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2022
Дата обновления: 29.10.2022
Дата публикации: 01.11.2022