Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» (5–6 лет)
02.09.2022
Он является
очень важным возрастом в развитии познавательной сферы
ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется
образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети
имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное
отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым
своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт
личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем.
Ведущая
потребность в этом возрасте – потребность в общении и
творческая активность. Общение детей выражается в свободном
диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с
помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).
Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо
создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять
роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты
своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным
результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция –
воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение –
важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов
творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать
умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для
развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством
речи.
В 5-6 лет
ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что
ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько
он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только
основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку
интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Лучшим способом получить именно научную информацию является
чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом.
Это
период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой
материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится
думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое
мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу,
начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо
выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических
играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую
закономерность и обосновать.
В играх на
логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно
решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание
побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать
у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и
рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых
усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в
развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение
кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не
отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его
мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему
в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много
неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:• -
выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;• - находить 5-6 отличий между
предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары
одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:• -
запоминать 6-8
картинок в течение 1-2 минут;• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ• -
определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9
частей;- находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и
объяснять отличия между предметами и явлениями; находить среди предложенных 4
предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА• Счет в
пределах 10, знакомство с цифрами.• Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»•
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.• Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность
определенным путем наложения или приложения.• Выражает местонахождение предмета
по отношению к себе, к другим предметам.• Знает некоторые характерные особенности знакомых
геометрических фигур. Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о
смене частей суток.• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ• Имеет
достаточно богатый словарный запас.• Может участвовать в беседе, высказывать
свое мнение.• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору
картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения.• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо
начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ• Различает
и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.•
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адресЗнает о
взаимодействии человека с природой в разное время года. Знает о значении
солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.• Бережно относится к
природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ• Знает стихотворения, считалки, загадки.• Называет
жанр произведения.• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям
стихотворения.• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6
летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной,
прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические
изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно
справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение
вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии
эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к
самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей
сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок
может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и
запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ оставаться примером
для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно
заложить в ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2022
Дата обновления: 13.09.2022
Дата публикации: 02.09.2022