Консультация «Проблемы ребенка в общении»
02.04.2022
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является
возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении
ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,
существенным образом влияющие на развитие его личности.
М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что
«Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в
общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со
сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием
формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал
коллективных взаимоотношений детей».
К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном
возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С.
Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П.
Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А.
Репина, А. Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др.
В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к
психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной
жизни и деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика и
последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на
современном этапе развития детского коллектива.
Но прежде чем начать работать над повышением «социального статуса»
ребенка-дошкольника, необходимо понять, почему его сторонятся ровесники.
Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые
способны затруднить их общение с другими детьми:
·
Эгоизм. В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом
бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети
проявляют равнодушие и к его собственным чувствам.
·
Агрессивность. Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм
способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят.
·
Обидчивость. Привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому
поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться.
«Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через
некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции.
·
Пассивность. Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не
позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может
самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в
одиночестве.
·
Застенчивость. Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок
настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к
серьезным проблемам.
Во многом общение и поведение ребенка опосредовано той социальной
ситуацией, в которой он растет. И главный вопрос – «Как же создать такую
атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному
взаимодействию?»
В решении данного вопроса должны участвовать как семья, так и педагог
малыша. Взрослые должны стать положительным примером для подражания:
·
Старайтесь не показывать свои негативные
эмоции по отношению к другим детям.
·
Не вмешивайтесь в детские конфликты без
крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему
научиться слушать и понимать противника.
·
Поощряйте любую инициативу ребенка в
общении.
·
Не одергивайте своего ребенка при других
детях.
·
Учите ребенка определять чувства и
намерения других людей по мимике.
·
Наблюдайте вместе с ребенком за другими
детьми, обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с
объектом наблюдения.
·
Не ограничивайтесь в общении с ребенком
простыми предложениями. Ведите долгий, развернутый диалог.
Таким образом, изучение отклонений в развитии межличностных
отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным
и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со
сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного
развития. Именно поэтому, информация об особенностях развития детской личности
в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают
закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших
отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение
знаний о причинах, природе, логике развития межличностных отношений и возможных
способах своевременной диагностики и коррекции конфликтных отношений
приобретает первостепенное значение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2022
Дата обновления: 10.04.2022
Дата публикации: 02.04.2022