10.01.2022
Народная культура –
одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт
предшествующих поколений.
Сказки, игры,
знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народные танцы
– все эти виды детской деятельности дают возможность ребенку соприкоснуться с
историческим прощлым русского народа. Музыкальное искусство является одним из
основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности
детей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются
в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой
форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным
отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
В детском саду с
народным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, занятиях в группе,
на досугах и при участии в народных праздниках. Дети с интересом воспринимают
предлагаемый материал, легко запоминая короткое, образное содержание потешек, прибауток,
считалок, скороговорок, песенок и попевок.
Народная песня
– одно их ярких произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность,
богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты
русского песенного народного творчества. В народной песне отразилась жизнь
русского человека, ее горести и радости. Русские народные песни богаты
разнообразием жанров. Маленькие дети с удовольствием слушают игровые, плясовые
песни: «Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик», «Огуречик», а
также колыбельные песни: «Котя, Котенька- коток», «Идет коза рогатая». Для
старших дошкольников используются
песни разнообразные по форме и по содержанию. Это песни повествовательного, танцевального, игрового
характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные,
веселые. К ним относятся: «Ходила младешенька», «Пошла млада за водой», « Во
кузнице», «Соловушка», «Со вьюном я хожу».
Хороводные игры,
созданные на основе русских народных игр очень разнообразны как по характеру,
так и по содержанию. Хороводы для старших детей «Теремок», «Ворон», «Как на
тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Во поле
береза стояла» просты по форме, богаты яркими,
понятными детям образами, они вызывают желание проявить себя даже
самого застенчивого ребенка.
Систематическое использование хороводных
игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы
самих детей.
Частушки –
удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с
песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые
чаще всего состоят из 4 строчек. Как и другое устное народное творчество,
частушки быстро запоминаются детьми. Остаются частушки в репертуаре праздников
у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро
запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.
Игры – драматизации и
драматизированные русские народные сказки занимают
важное место в музыкальном воспитании детей. Основным отличием народных
драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Русские народные сказки поучительны и
отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех
возрастных категорий дошкольников. Вот некоторые примеры русских народных
сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
«Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и заяц». Эти небольшие по объему сказки, с простым сюжетом
позволяют задействовать практически всех детей.
Игра
на русских народных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде,
сопровождала праздники. Доступность
народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям
радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес
к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Знакомство с традициями и историей развития русской
культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и
оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и
сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды
деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер
процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативности.
Народные
календарные праздники – это способ знакомства
детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного
человека. Это могут быть игровые программы, театрализованные представления,
вечера загадок с участием персонажей легенд и сказок, с использованием народных
игр и песен. Участие детей в постановке
театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности
включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музицирования
на народных музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и
хороводных движений- все это позволяет дошкольникам получить
незабываемые яркие впечатления. Народный
праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться
со сверстниками и взрослыми.
Широко внедряя в работу
детского сада народные игры, песни, хороводы, мы, привлекаем наших
воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, любовь к
природе, к родной стране. Народное творчество – вечный источник жизненного
опыта, мудрости, красоты. Все это создает реальные предпосылки дл всестороннего
гармоничного развития человека.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.02.2022
Дата обновления: 27.02.2022
Дата публикации: 10.01.2022