Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника»
23.12.2021
Подготовка и
проведение детского праздника – дело сложное как для музыкальных руководителей
так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое
участие на музыкальных занятиях, считают праздник дополнительной
нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме
предстоящего праздника, к материалу, который на нем используется, стараются
свести свое участие в празднике к минимуму.
Воспитатель должен
готовиться к празднику точно так же, как и дети – только тогда он сможет
прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на
празднике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные
воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а
порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и
сложности перестроений в танце,
интонирования при
пении, исполнения партий в оркестре.
Утренник – не только
долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей,
которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им
свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо
делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и
наставника недопустимо!
Очертим круг и
тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.
1.
слышать
музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться
и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть
на музыкальных инструментах и др.
2.
как
занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем вставать, что взять, куда
положить и др.
3.
как
не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации
и др.
4.
что
делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей;
что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку;
как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к
товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5.
что
делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение,
проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!
Воспитатель должен не
только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике еще
и свои, «взрослые» задачи.
Задачи
воспитателя при проведении утренника.
Музыкально-исполнительские: знать
проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета,
сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у
некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность
продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне,
сыграть более сложную партию в оркестре).
Организационные: уметь
организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и
хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную
позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности
ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые: создать
воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует
выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых
акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы
глаголов («встаньте», «пройдите», сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли»,
«сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают
указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение
взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами,
родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого
ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия
детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому
ребенку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что
проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два
предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не
обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к
проведению утренника включает три этапа.
1-этап: «воспитатель
как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный
руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию
и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии
оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа (это за
месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские
трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-этап: «воспитатель
как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника).
Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии,
руководит построениями- перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению
утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные
проблемы.
3-этап: «воспитатель
как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может
давать новый, не связанный с проведением репертуар (чтобы праздничный репертуар
не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без
детей методику проведения утренника, распределение обязанностей,
взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных
сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух
проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и
инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед
утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что
будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить
«подсказки» в зале.
Если на всех трех
этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных
занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник
пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для
музыкального руководителя.
В идеале утренник
должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми
данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.02.2022
Дата обновления: 27.02.2022
Дата публикации: 23.12.2021