Консультация для воспитателей Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников.

18.01.2022

 Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного                 учреждения        в        целом.
             Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность        ребёнка.
             Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог .

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДОУ  и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

Занятие

Степень активности восприятия музыки

Математика

Пассивное

Ознакомление
с окружающим

Активное и пассивное

Развитие речи

Активное и пассивное

Ручной труд

Пассивное

Конструирование

Пассивное

Рисование

Активное и пассивное

Физкультура

Активное и пассивное


            Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Примерное расписание звучания фоновой музыки.

Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00                                Хочу такой сайт

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00                                

Уверенный, активный

12.20 – 12.40                            

Умиротворённый, нежный

15.00 – 15.15                            

Оптимистично-просветлённый, спокойный


               Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.
(для детей старшего дошкольного возраста)

Релаксирующая ( расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
К.В. Глюк. «Мелодия»


Тонизирующая ( повышающая  жизненный тонус, настроение)  

Э. Григ. «Утро»
И.С. Бах. «Шутка»
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»
П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)


Активизирующая ( возбуждающая)

В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал)
М.И. Глинка. «Камаринская»
В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»
П.И. Чайковский. « Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)


Успокаивающая ( умиротворяющая)

М.И. Глинка. «Жаворонок»
А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
К. Сен-Санс. «Лебедь»
Ф. Шуберт. «Серенада»


Организующая ( способствующая концентрации внимания при организованной деятельности

И.С. Бах. «Ария»
А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)
С.С. Прокофьев. «Марш»
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»


          Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.02.2022

Дата обновления: 27.02.2022

Дата публикации: 18.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».