18.01.2022
Проблема
координации деятельности всех участников воспитательного процесса в
образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада
обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию
условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего
дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание
ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать
системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна
объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного
воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов
использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой –
музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на
занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности
музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря
непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя
особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение
имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия,
интонационного запаса.
Музыкальный репертуар
для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель,
педагог-психолог .
Использование фоновой
музыки является одним из доступных и эффективных методов
психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи
образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и
сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой
активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала,
предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время
психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку
в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и
др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия
детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на
звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности
( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к
основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется
воспитателем.
Занятие |
Степень
активности восприятия музыки |
Математика
|
Пассивное |
Ознакомление
|
Активное
и пассивное |
Развитие
речи |
Активное
и пассивное |
Ручной
труд |
Пассивное |
Конструирование
|
Пассивное |
Рисование
|
Активное
и пассивное |
Физкультура
|
Активное
и пассивное |
Так, на занятиях по
математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения
сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки
фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях
по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют
оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель
может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей
проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об
исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе
рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время
рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного
восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в
рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на
занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный
климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет
составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий
физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности
психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет
на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение
дня.
Примерное
расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки
корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Время звучания |
Преобладающий
эмоциональный тон |
Радостно-спокойный |
|
8.40
– 9.00 |
Уверенный,
активный |
12.20
– 12.40 |
Умиротворённый,
нежный |
15.00
– 15.15 |
Оптимистично-просветлённый,
спокойный |
Непроизвольный слуховой
опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры:
классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты,
добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и
взрослому.
Примерный
репертуар фоновой музыки.
(для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая
( расслабляющая)
К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
К.В. Глюк. «Мелодия»
Тонизирующая ( повышающая жизненный тонус, настроение)
Э. Григ. «Утро»
И.С. Бах. «Шутка»
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»
П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая)
В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал)
М.И. Глинка. «Камаринская»
В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»
П.И. Чайковский. « Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая)
М.И. Глинка. «Жаворонок»
А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
К. Сен-Санс. «Лебедь»
Ф. Шуберт. «Серенада»
Организующая ( способствующая концентрации
внимания при организованной деятельности
И.С. Бах. «Ария»
А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)
С.С. Прокофьев. «Марш»
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
Неоценимую помощь в подборе
музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные
шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение,
например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»,
балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка,
развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе
восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости
детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют
развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что
является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на
нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной
основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.02.2022
Дата обновления: 27.02.2022
Дата публикации: 18.01.2022