Программа дополнительного образования детей

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД
№14 «ЖУРАВУШКА» с. ЖУРАВКИ»
КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ «Ясли-сад №14
«Журавушка» с. Журавки»
Протокол №3 от 20.05.2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ «Ясли-сад №14
«Журавушка» с. Журавки»
___________Буянова О.В.
Приказ от 21.05.2024г.№77-МР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАКЛЕЙ-КА»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Составитель:
Якименкова Екатерина Сергеевна – зам. заведующего по ВМР

с.Журавки, 2024г.
1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программма
определяет определенный порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по бесплатной дополнительной образовательной программе
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яслисад №14 «Журавушка» с.Журавки» (Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественного направления (аппликация) – кружок
«Наклей-Ка».
Нормативно-правовая основа программы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» (в действующей
редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в
действующей редакции);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» -ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года» (в действующей редакции);

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательною
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
2


Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей (в действующей редакции);

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;

Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года» (в действующей редакции);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
3


Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р
«О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;

Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;

Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении
государственного социального заказа на оказание государственных услуг в
социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики
Крым»;

Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;

Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые),
разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от
29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г.
№ ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
4


Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников образовательных организаций общего образования, образовательных
организаций
среднего
профессионального
образования,
образовательных
организаций дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями
(законными представителями)»;

Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении
Единой модели профессиональной ориентации (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
профориентационного
минимума
для
образовательных
организаций
Российской
Федерации,
реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования»,
«Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих
стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных
направлений научно технологического и культурного развития страны»;
-Устав МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки» Кировского района
Республики Крым, утверждённый постановлением администрации Кировского
района Республики Крым от 22.09.2021г. №417;
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным
программам МБДОУ «Ясли-сад №14
«Журавушка» с.Журавки» Кировского района Республики Крым, утверждённое
приказом заведующего от 14.08.2023г. №90-МР.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы: заключается в том, чтобы в процессе творческой
практики ребёнок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность
эстетического отношения к миру, что наиболее важно в современном обществе, а
также благоприятный эмоциональный настрой; развивать любовь к прекрасному,
5

обогащению духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к
окружающей действительности, приобщения к искусству как неотъемлемой части
духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и
развития личности.
Новизна программы: новизна данной образовательной программы заключается в
использовании нетрадиционных техник создания аппликации, как одного из
направлений художественно-эстетического развития дошкольников, а также
нетрадиционной организации и проведения занятий с регулярным использованием
здоровьесберегающих образовательных технологий (пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз, двигательный режим, хромотерапия, музтерапия,
психогимнастика, релаксация). Такое нестандартное решение развивает детскую
фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук, позволяет раскрыть и
обогатить свои творческие способности.
Отличительной особенностью программы является активное использование
современных образовательных технологий, обеспечивающих высокую мотивацию к
процессу обучения.
Педагогическая целесообразность. Данная программа дополнительного
образования нацелена на то, чтобы посредством использования нетрадиционных
техник
создания
аппликации,
дети
старшего
дошкольного
возраста
усовершенствовали навыки пользования ножницами, а также прочим подручным
материалом, необходимым для работы. В процессе работы над аппликацией у детей
задействована мелкая и крупная моторика, а это указывает на способствование
улучшению координации движений и речевого развития. А благодаря
использованию в работе здоровьесберегающих образовательных технологий,
выводим на новый уровень организацию работы по охране жизни и здоровья
воспитанников, профилактике нервных расстройств, психоэмоциональных
дефектов. По окончанию реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы у воспитанников на более высоком уровне развито
чувство прекрасного, эстетического восприятия мира, а также творческие умения и
навыки. Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными данной
программой, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого
ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и
техники
разных
видов
художественного
ремесла.
Адресат программы: программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста 6-7 лет для проведения занятий всей группой. Примерное количество детей
на занятии – до 30 человек в зависимости от наполняемости группы.
Объём и срок освоения программы: Данная программа рассчитана на 1
учебный год (на 4 занятия в месяц – по 1 занятию в неделю). Учебный год состоит
из 36 недель: (I полугодие составляет 16 недель и II полугодие составляет 20 недель)
Уровень программы: Программа рассчитана на 1 учебный год стартового уровня,
144 часа, численность группы – до 30 человек.
Форма обучения: занятия проводятся в очной форме с применением
дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных
ресурсов. Формы обучения: групповые и коллективные.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
Организация
образовательного процесса происходит в соответствие с учебным планом. Группа
сформирована – по возрасту; состав группы – постоянны; виды занятий по
6

программе определяются содержанием программы и предусматривают
теоретические и практические занятия. Занятия проводятся в группе от 10 до 30
человек, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Набор
в группы проводится посредством подачи заявки в АИС «Навигатор ДО РК».
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 академический
час - 30 минут).
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: развитие и творческое самовыражение личности ребёнка
посредством использования нетрадиционных форм создания аппликации
(аппликации из засушенных растений, цветного песка и соли, ниток, ткани, яичной
скорлупы, ракушек и морских камушков, коллажа, квилинга, торцевания).
Задачи программы:
- Образовательные: обучать практическим навыкам и творческим
способностям в процессе создания аппликаций нетрадиционным способом;
- Развивающие: развивать память и воображение, а также эмоциональную сферу
в процессе создания творческих работ;
- Воспитательные: воспитывать чувство эстетического восприятия окружающей
действительности.
1.3.Воспитательный потенциал.
Воспитательная работа в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Наклей-Ка» направлена на воспитание чувства
эстетического
восприятия
окружающей
действительности;
развитие
доброжелательности в оценке творческих работ; чувства аккуратности,
старательности и ответственности при выполнении своей работы.
Для выполнения поставленных воспитательных задач обучающиеся
привлекаются к творческим конкурсам различного уровня художественноэстетической направленности.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплочённости коллектива, чувство
взаимоуважения, взаимопомощи, толерантного отношения друг к другу.

1.4.Содержание программы
1.4.1.Учебный план
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость,
последовательность и распределение по периодам обучения тем, теоретических и
практических занятий, иных видов учебной деятельности и формы аттестации
обучающихся (ст.2, п.22; ст.47, п.5 ФЗ №273).
Таким образом структура учебного плана программы включает наименование
разделов и тем, последовательность и общее количество часов на их изучение (с
указанием теоретических и практических видов деятельности, а также форм
контроля).

7

1.4.2. Содержание учебного плана
№

Название раздела/темы

Всего
часов

1

Вводное занятие.
Входная диагностика.
Раздел 1. Аппликация
из
засушенных
растений

1
3

1

2

«Техника работы с
засушенными
растениями»
«Пейзаж»
«Рыбки»
Раздел 2. Аппликация
из цветного песка и
соли

1

1

0

1
1
4

0
0
1

1
1
3

«Технология работы с
песком и солью»
«Осенний пейзаж»
«Подводный мир»
«Бабочка»
Раздел 3. Аппликация
из ракушек и морских
камушков

1

1

0

1
1
1
4

0
0
0
1

1
1
1
3

«Особенности работы с
ракушками и морскими
камушками»
«Аквариум»
«Пальмы на берегу»
«Лебеди»
Раздел 4. Изготовление
коллажей

1

1

0

1
1
1
3

0
0
0
1

1
1
1
2

«Особенности
проектирования
коллажей»
«Зима пришла»
«Зимние забавы»
Промежуточная
аттестация
Раздел 5. Аппликация
из ниток

1

1

0

1
1
1

0
0
0

1
1
1

3

1

2

«Методы и приёмы
аппликации из ниток»
«Воздушные шары»
«Радуга»

1

1

0

1
1

0
0

1
1

2

3
4

5
6
7
8

9

10
11
12

13

14
15
16

17
18
19

Аудиторные часы
Теория
Практика
1
0

Форма
аттестации/контроля
Портфолио
Портфолио
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

8

20
21
22
23

24
25
26
27

28

29
30
31
32

33
34
35
36

Раздел 6. Торцевание

4

1

3

«Суть техники
торцевания»
«Тюльпаны»
«Голубь»
«Танк с флагом»
Раздел 7. Квилинг

1

1

0

1
1
1
4

0
0
0
1

1
1
1
3

«Суть техники квилинг»
«Цветы маме»
«Клубника на грядке»
«Павлин»
Раздел 8. Аппликация
из ткани

1
1
1
1
4

1
0
0
0
1

0
1
1
1
4

«Способы использования
ткани в детском
художественном
творчестве»
«Бабочка»
«Дерево с грушами»
«Паровоз»
«На берегу реки»
Раздел 9. Мозаика из
яичной скорлупы

1

1

0

1
1
1
1
3

0
0
0
0
1

1
1
1
1
2

«Способы работы с
яичной скорлупой»
«Цветик-семицветик»
«Цветочная поляна»
Итоговая аттестация

1

1

0

1
1
1

0
0
0

1
1
1

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Портфолио.
Творческие задания.
Выставка. Конкурс на
лучшую работу.

Итого:
36
9
27
Содержание учебного плана:
Подготовительная группа (6-7 лет)
Вводное занятие. Входная диагностика (1ч.)
Теория: введение в образовательную программу, формирование представления о её
содержании. Демонстрация детям различных работ по аппликации, созданных
нетрадиционным способом. Анализ уровня способностей детей по аппликации.
Раздел 1. Аппликация из засушенных растений (4ч.).
Тема: «Техника работы с засушенными растениями» (1ч.)
Теория: Анализ и демонстрация воспитателем техники работы с различными видами
засушенных растений. Их рассматривание. Просмотр фотографий, картинок,
видеороликов с образцами работ с использованием засушенных растений.
9

Рассказывание детям, что такое гербарий и как его изготавливают. Использование в
работе ЗОТ (подвижные игры).
Тема: «Пейзаж» (1ч.)
Практика: Расширение представлений ребёнка о том, что природа очень уникальна
и неотразима. Формирование практических навыков логичного и правильного
размещения элементов композиции (засушенных растений) на листе бумаги.
Воспитание чувства прекрасного на примере выполнения работы «Пейзаж».
Использование в работе ЗОТ (подвижные игры).
Тема: «Рыбки» (1ч.)
Практика: Углубление практических навыков и умений в использовании гербария
при создании работы «Рыбки». Пополнение багажа знаний у детей на тему:
«Подводный мир. Рыбы». Развитие познавательного интереса ребёнка.
Использование в работе ЗОТ (подвижные игры).
Раздел 2. Аппликация из цветного песка и соли (4ч.)
Тема: «Технология работы с песком и солью» (1ч.).
Теория: Рассматривание разноцветного песка и соли. Анализ и демонстрация
технологии работы с песком и солью. Просмотр тематических видеороликов «Из
чего состоит песок и соль». Рассматривание картин, тематических иллюстраций.
Демонстрация воспитателем особенностей техники работы с песком и солью.
Использование в работе ЗОТ (релаксации).
Тема: «Осенний пейзаж» (1ч.)
Практика: Формирование навыков и умений в использовании цветного песка и
соли в создании аппликации. Углубление практических навыков пользования клеем
и кисточкой. Развитие мелкой моторики при работе с песком и солью на примере
работы «Осенний пейзаж». Развитие познавательного интереса детей. Закрепление
знаний о временах года, в частности характерных признаках осени. Использование в
работе ЗОТ (релаксации).
Тема: «Подводный мир» (1ч.)
Практика: Углубление практических навыков и умений в использовании цветного
песка и соли при создании аппликации. Развитие мелкой моторики рук детей при
работе с песком и солью на примере практического выполнения работ «Подводный
мир». Развитие познавательного интереса детей: просмотр видеоролика о подводном
мире. Углубление знаний детей о мире воды. Развитие детской фантазии и
воображения. Использование в работе ЗОТ (релаксации).
Тема: «Бабочка» (1ч.)
Практика: Усовершенствование практических навыков и умений детей в
использовании разноцветного песка и соли. Развитие творческого потенциала и
детской фантазии в процессе создания работы «Бабочка». Развитие познавательного
интереса: рассматривание тематических картин. Использование в работе ЗОТ
(релаксации).
Раздел 3. Аппликация из ракушек и морских камушков (4ч.).
Тема: «Особенности работы с ракушками и морскими камушками» (1ч.)
10

Теория: Раскрытие особенностей техники создания аппликации с использованием
морских ракушек и камушков. Просмотр тематических видеороликов, картин,
фотографий. Демонстрация воспитателем способов создания аппликации из
морских ракушек и камешков. Использование в работе ЗОТ (музтерапия).
Тема: «Аквариум» (1ч.)
Практика: Формирование у детей практических навыков и умений в работе с
морскими ракушками и камушками в процессе выполнения композиции
«Аквариум». Познавательное развитие дошкольников: знакомство с особенностями
подводного мира.
Развитие чувства любви и бережливости к природе
Использование в работе ЗОТ (музтерапия).
Тема: «Пальмы на берегу» (1ч.)
Практика: Углубление практических навыков и умений детей пользоваться
морскими ракушками и камушками при создании аппликации. Развитие детской
фантазии и воображения в процессе создания работы «Пальмы на берегу».
Использование в работе ЗОТ (музтерапия).
Тема: «Лебеди» (1ч.)
Практика: Усовершенствование приобретённых знаний, умений и навыков в
использовании такого природного материала, как морские камушки и ракушки в
детском художественном творчестве. Развитие детской фантазии и творческого
самовыражения в процессе выполнения композиции «Лебеди». Развитие умения
наслаждаться и оценивать полученные результаты. Использование в работе ЗОТ
(музтерапия).
Раздел 4. Коллажи (3ч.).
Тема: «Особенности проектирования коллажей» (1ч.)
Теория: Рассказывание воспитателем особенности технология проектирования
коллажей. Просмотр тематических видеороликов и картин. Демонстрация готовых
коллажей. Их рассматривание. Использование ЗОТ (психогимнастика).
Тема: «Зима пришла» (1ч.)
Практика: Формирование у детей навыков и умений оформления тематических
коллажей. Развитие способности логичного и правильного размещения элементов
композиции на бумаге, а также объяснения и описания изображённых предметов и
явлений окружающей действительности на примере выполнения работы «Зима
пришла». Использование в работе ЗОТ (психогимнастика).
Тема: «Зимние забавы» (1ч.)
Практика: Углубление и усовершенствование практических навыков и умений
детей в процессе создания работы «Зимние забавы» в технике коллажа. Развитие
речи детей посредством описания полученной работы. Использование ЗОТ
(психогимнастика).
Промежуточная аттестация (1ч.)
Практика: Соответствие результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы заявленным целям, задачам и планируемым результатам обучения;
соответствия
процесса
организации
и
осуществления
дополнительной
общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям её
реализации. Групповая оценка работ.
11

Раздел 5. Аппликация из ниток (3ч.).
Тема: «Методы и приёмы аппликации из ниток» (1ч.)
Теория: Демонстрация педагогом методов и приёмов создания аппликации из
ниток. Рассматривание тематических картин и фотографий. Их обсуждение.
Использование ЗОТ (пальчиковая гимнастика).
Тема: «Воздушные шары» (1ч.)
Практика: Формирование практических навыков и умений детей использовать
нитки, как важнейшего элемента аппликации посредством выполнения работ
«Воздушные шары». Воспитание чувства прекрасного, а также способности
объективно оценивать свою работу. Использование в работе ЗОТ (пальчиковая
гимнастика).
Тема: «Радуга» (1ч.)
Практика: Углубление практических навыков и умений детей при создании работы
«Радуга» с использованием ниток. Развитие детской фантазии и творческого
воображения. Использование ЗОТ (пальчиковая гимнастика).
Раздел 6. Торцевание (4ч.).
Тема: «Суть техники торцевания» (1ч.)
Теория: Рассказывание педагогом о технике торцевания. Демонстрация работы с
данной техникой. Просмотр тематических видеороликов, картин, фотографий.
Использование ЗОТ (гимнастика для глаз).
Тема: «Тюльпаны» (1ч.)
Практика: Практическое применение полученных детьми знаний о технике
торцевания на примере выполнения работ «Тюльпаны». Развитие навыков и
способностей в работе с бумагой. Воспитание чувства эстетического восприятия
окружающей действительности. Использование ЗОТ (гимнастика для глаз).
Тема: «Голубь» (1ч.)
Практика: Углубление практических умений и навыков детей в работе с бумагой в
технике торцевание на примере работы «Голубь». Развитие способности доводить
начатое дело до конца, ответственности, внимательности. Воспитание чувства
бережного отношения к окружающему миру природы, в частности, к птицам.
Использование ЗОТ (гимнастика для глаз).
Тема: «Танк с флагом» (1ч.)
Практика: Усовершенствование приобретённых умений и навыков в новой технике
торцевания на примере выполнения работы «Танк с флагом». Воспитание чувства
патриотизма, любви к Родине. Развитие речи детей посредством описания
полученных работ.
Раздел 7. Квилинг (4ч.).
Тема: «Суть техники квилинг» (1ч.)
Теория: Рассказывание воспитателем о технике квилинг. Понятие о бумаге как о
листовом конструкционном материале, её физические свойства. Приёмы обработка:
складывание, сгибание, разгибание, скручивание. Просмотр тематических
12

видеороликов, картин и фотографий. Демонстрация педагогом исполнения работы в
данной технике. Использование в работе ЗОТ (хромотерапия).
Тема: «Цветы маме» (1ч.)
Практика: Формирование новых умений и навыков работы с бумагой в технике
квилинг. Воспитание чувства любви и уважения к своей семье, поддержка семейных
традиций. Развитие детской фантазии на примере исполнения работы «Цветы
маме». Использование в работе ЗОТ (хромотерапия).
Тема: «Клубника на грядке» (1ч.)
Практика: Углубление практических навыков и умений в работе с новой техникой
квилинга на примере работы «Клубника на грядке». Воспитание аккуратности,
терпеливости в оформлении композиций. Развитие познавательной активности.
Воспитание чувства бережного отношения к природе. Использование в работе ЗОТ
(хромотерапия).
Тема: «Павлин» (1ч.)
Практика: Усовершенствование приобретённых знаний и умений в работе с новой
техникой квилинга. Развитие творческого воображения и детской фантазии в
процессе выполнения работы «Павлин». Использование в работе ЗОТ
(хромотерапия).
Раздел 8. Аппликация из ткани (4ч.)
Тема: «Способы использования ткани в детском художественном творчестве»
(1ч.).
Теория: Рассказывание педагогом о способах использования ткани в детском
художественном творчестве. Демонстрация техники. Просмотр тематических
картин, фотографий, видеороликов. Их обсуждение. Использование ЗОТ
(сказкотерапия).
Тема: «Бабочка» (1ч.)
Практика: Развитие навыков аккуратного использования ткани, ножниц, клея.
Правильное размещение элементов в общей композиции на примере работ
«Бабочка». Развитие детской креативности и творческих способностей.
Использование ЗОТ (сказкотерапия).
Тема: «Дерево с грушами» (1ч.)
Практика: Углубление практических навыков и умений в процессе создания работы
«Дерево с грушами» из ткани. Развитие способностей оценивать свою работу и
работу товарищей. Воспитание чувства уважения и толерантности в оценке детских
работ. Использование ЗОТ (сказкотерапия).
Тема: «Паровоз» (1ч.)
Практика: Усовершенствование приобретённых знаний, умений и навыков, а также
их практическое применение в работе с тканью на примере композиции «Паровоз».
Познавательное развитие. Развитие навыков правильного, логичного и
симметричного расположения предметов в процессе выполнения работы.
Использование ЗОТ (сказкотерапия).

13

Тема: «На берегу реки» (1ч.)
Практика: Усовершенствование приобретённых знаний, умений и навыков, а также
их практическое применение в работе с тканью на примере композиции «На берегу
реки». Познавательное развитие. Развитие навыков правильного, логичного и
симметричного расположения предметов в процессе выполнения работы.
Использование ЗОТ (пальчиковая гимнастика).
Раздел 9. Мозаика из яичной скорлупы (3ч.)
Тема: «Способы работы с яичной скорлупой» (1ч.)
Теория: Демонстрация
педагогом способов работы с яичной скорлупой в
аппликации. Просмотр тематических картин, видеороликов, фотографий. Их
описание. Использование ЗОТ (релаксация).
Тема: «Цветик-семицветик» (1 ч.)
Практика: Расширение кругозора ребёнка посредством создания аппликация
нетрадиционным способом (использование яичной скорлупы) на примере работ
«Цветик-семицветик». Развитие навыков правильного пользования красками,
кисточкой и клеем. Использование ЗОТ (релаксация).
Тема: «Цветочная поляна» (1ч.)
Практика: Углубление практических умений и навыков в использовании яичной
скорлупы при создании аппликации. Развитие креативности и творческого
самовыражения в процессе выполнения работы «Цветочная поляна». Использование
ЗОТ (релаксация).
Итоговая аттестация: Творческий отчёт (выставка детских работ). Оценка уровня
усвоения программных задач.
1.5.Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе дети:
-будут знать:
-нетрадиционные техники аппликации;
-способы организации труда в процессе создания аппликации нетрадиционными
техниками;
-различные технические приёмы работы с засушенными растениями, цветным
песком и солью, нитками, тканью, яичной скорлупой, морскими камушками и
ракушками в процессе создания творческих работ;
-будут уметь:
-самостоятельно создавать аппликации по замыслу нетрадиционными техниками;
-уверенно и самостоятельно пользоваться ножницами, а также прочим материалом,
необходимым для создания аппликации (засушенными растениями, цветным песком
и солью, нитками, тканью, яичной скорлупой, морскими камушками и ракушками);
-пропорционально выстраивать композицию;
-определять правильное расположение частей композицией и цветом, а также умело
пользоваться всеми инструментами для работы;
-смогут:
-самостоятельно организовать свою деятельность и оценить результат;
-работать, проявляя аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
14

2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Календарный учебный график.
Календарный учебный график Программы составлен с учётом годового
календарного графика МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки»
Кировского района Республики Крым и учитывает в полном объёме возрастные,
психофизические особенности обучающихся, отвечает требованиям охраны жизни и
здоровья детей, нормам Сан ПиНа. Календарный учебный график – это составная
часть образовательной программы (Закон №273-ФЗ, гл.1, ст.2, п.9).
Программа рассчитана 36 недель, 36 учебных часов, I полугодие – 16 недель, II
полугодие – 20 недель.
Количество учебных дней: 175.
Продолжительность каникул: с 01.01.2025г. по 05.01.2025г.
Дата начала и окончания учебного периода: с 01 сентября 2025г. по 31 мая 2025г.

15

Кол-во
учебных
часов в
неделю

1
1
1
1
1
1
1

4
4
4
4
4
4
4
4
4

II полугодие
март
25 26 27 28
29
апрель
30 31
32

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

февраль
21 22 23 24

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

20

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

17
январь
18 19

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

декабрь
13 14 15 16

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ.

Кол-во
учебных
недель

I полугодие
сентябрь
октябрь
ноябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

1

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

Кол-во
учебных
часов в
месяц

1

Творческие задания.
Портфолио. Выставка
работ. Конкурс на
лучшую работу

Аттестация/формы
контроля

месяц

май
32 33
34
36

Объём учебной нагрузки на один год: 36 часов на одну группу

16

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1.Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь среднее
профессиональное или высшее педагогическое образование, знать специфику
дополнительного образования. Педагог должен владеть базовыми навыками работы
с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет,
навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и т.д.), иметь навыки и опыт
обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Педагог, работающий по данной программе, должен обладать компетенциями в
соответствие
с
требованиями
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
2.2.2.Материально-техническое обеспечение:
-Инструменты: ножницы, линейка, ручка, карандаш простой, карандаши цветные,
фломастеры, краски, цветная бумага, белая бумага формата А4, ватман, засушенные
растения, цветной песок, соль, морские камушки и ракушки, нитки цветные, ткань,
яичная скорлупа.
-Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, колонка, аудиозаписи,
видеозаписи.
-Мебель: парты, стулья для обучающихся; стол, стул – для педагога; шкаф с
канцтоварами, материалами для работы.
2.2.3.Методическое обеспечение образовательной программы
Формы организации образовательного процесса: групповая, коллективная.
Формы организации учебного занятия: основными формами учебного занятия
является практическое занятие. Дополнительными формами выступают:
демонстрация, открытое занятие, конкурс, презентация, семинар.
Педагогические технологии: групповые технологии, технология коллективной
творческой деятельности, коммуникативная.
Алгоритм учебного занятия.
1 этап. Вводный этап:
Организационный момент: создание благоприятного микроклимата с настроем
детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.
Эмоционально-психологический настрой.
17

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели
занятия. Процесс вовлечения детей в деятельность, создание проблемных
ситуаций, постановка и принятие детьми цели занятия.
2 этап. Основной. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация
знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия. «Открытие» детьми
новых знаний, способа действий. Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работ).
3 этап. Заключительный. Рефлексия. Анализ и оценка достижения цели занятия,
усвоения обучающимися теоретических и практических навыков и умений;
самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества.
Дидактические материалы: раздаточный материал (цветная бумага, картон,
клей, ножницы, пластилин, ручки, карандаши, фломастеры, ракушки, крупы, чай,
кофе, нитки, ткани, высушенные растения); иллюстративные тематические
подборки
материалов;
картотеки
здоровьесберегающих
образовательных
технологий, используемые на занятии. На занятиях по дополнительному
образованию используется следующий наглядный материал:
- естественный (гербарий, образцы материалов);
-схематический (оформленные стенды, рисунки, плакаты, шаблоны);
-картинно-динамический (картины, фотоматериалы, слайды, видеофильмы).
2.2.4.Информационное обеспечение.
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер-классы;
дидактические материалы: иллюстрации, учебные пособия, практические работы,
альбомы для творчества
1. Государственные информационные ресурсы:

- Официальный сайт Министерства просвещения
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 15.05.2024 г.)

Российской

Федерации

- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 15.05.2024 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
15.05.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 15.05.2024 г.)

18

- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82-kmc.xn-80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (Дата обращения: 15.05.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 15.05.2024 г.);
- Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 15.05.2024 г.);
-Дополнительное образование http://dopedu.ru (Дата обращения: 15.05.2024 г.);
-Педагогическая периодика - http://periodika.websib.ru (Дата обращения: 15.05.2024
г.);
- Библиотекарь. Ру - http://www.bibliotekar.ru/index.htm (Дата обращения: 15.05.2024
г.);
- Российская сеть культурного наследия http://www.rchn.org.ru (Дата обращения:
15.05.2024 г.);
-Maam. ru http://www.maam.ru (Дата обращения: 15.05.2024 г.).
2.3.Формы аттестации
Согласно учебному плану при реализации программы осуществляются такие
виды контроля:
-вводный;
-промежуточный;
-итоговый.
Вводный контроль, или вводная диагностика проводится с целью объективной
оценки уровня знаний, умений и навыков по аппликации. Это оценка исходного
уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью
определения уровня развития детей.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала по итогам учебного периода (по окончанию календарного года).
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по
завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью
определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей;
заключительная проверка знаний, умений, навыков. Итоговая аттестация
проводится с целью соответствия результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы заявленным целям, задачам и планируемым
результатам обучения, а также соответствия процесса организации и осуществления
дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к
порядку и условиям её реализации.
С целью предъявления и демонстрации образовательных результатов по
программе используются такие формы, как портфолио, открытое занятие, выставка
продуктивной деятельности, конкурс.
19

Формы отслеживания и фиксации и фиксации образовательных материалов:
грамоты, дипломы, фото, отзывы родителей (законных представителей).
2.4. Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»,
книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение», 2010г.
2. Дубровская Н. В. Большая книга аппликаций из природных материалов.- М:
Астрель, Сова, 2010. - 208 с.
3. Колодина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) Конспекты
занятий. – М.: Мозаика Синтез, 2015. – 64 с.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. Мозаика
Синтез, 2006. - 188 с.
5. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2010. – 128 с.
6. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд.
«Кристалл», 2006г.
7. Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014
8. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
9. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
10. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В., Поварченкова З.М. Аппликация в детском
саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.
11. Малышева А.Н., Поварченкова З.М. Занятия по аппликации в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с.
12. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из
природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга»,
2012г.
13. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
14. Чижова С.А. Занятия в детском саду. - М.: Владос. - 2010. - 298с
Список литературы для обучающихся:
1. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
2. Маслова И.В. Аппликация. Раздаточный материал для дошкольников, М.:
Баласс, 2018г., 64с.
3. Маврина Л. Аппликация с детьми в детском саду и дома, М.: Стрекоза,
2018г., 16с.
Список литературы для родителей:
1. Ветлугина,

Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]/
Н.А.Ветлугина – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 287 с.
2. Козлова Ю.М. Забавная аппликация: в помощь родителям и воспитателям
/Ю.М. Козлова –М.: Феникс, 2014
3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество[Текст]/ Т.С.КомароваМ.: Мозаика-Синтез, 2015.
20

4. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С. Комарова. - М.:

СТОЛЕТИЕ, 1998. – 140 с

21

3.Приложения
3.1. Оценочные материалы

Личностные

Качества личности

Признаки проявления качеств
Проявляются (2б.)
Слабо
Не проявляются
проявляются (1б.)
(0б.)
Активность
Активен, проявляет
Малоактивен,
Не активен на
стойкий
наблюдает за
занятиях, задания не
познавательный
деятельностью
выполняет, мешает
интерес,
других, забывает
другим
трудолюбив,
выполнять задание.
добивается хороших Результативность –
результатов,
не высокая.
организует
деятельность других
Коммуникативные
Вступает и
Поддерживает
Замкнут, общение
навыки и умения
поддерживает
контакт
затруднено,
контакты, не
избирательно, чаще
адаптируется в
вступает в
работает
коллективе с
конфликты,
индивидуально,
трудом, является
дружелюбен со
выступает публично
инициатором
всеми, выступает
в основном по
конфликтов
перед аудиторией
инициативе педагога
Ответственность,
Выполняет
Неохотно выполняет
Уклоняется от
самостоятельность,
поручения охотно,
поручения.
поручений,
дисциплинированность
ответственно.
Начинает работу, но
безответственен.
Хорошо ведёт себя
часто не доводит её
Часто не
независимо от
до конца.
дисциплинирован,
наличия или
Справляется с
нарушает правила
отсутствия
поручениями и
поведения, слабо
контроля, но не
соблюдает правила
реагирует на
требует этого от
поведения только
воспитательные
других
при наличии
действия
контроля и
требовательности
педагога или
товарищей
Креативность и
Имеет творческий
Способен принимать
Уровень
творчество
потенциал. Находит творческие решения, выполнения заданий
нестандартные
но в основном
- репродуктивный
способы
использует
выполнения заданий
традиционные
методы

22

Метопредметные

Умение учиться,
использовать
полученные знания

Способность
организовать свою
деятельность и
оценить результат

Действует по плану,
планирует свою
деятельность,
адекватно оценивает
свои действия,
осознаёт трудности
и стремиться их
преодолеть. Умеет
отстоять свою точку
зрения
Владение композицией Владеет навыками
правильного
расположения
сюжетных
предметов в
композиции, умеет
аргументировать
свой выбор

Владение цветом

Предметные

Осознаёт
познавательную
задачу, умеет
слушать и извлекать
информацию.
Способен
самостоятельно с
ней работать

Владение навыками
пропорционального
построения

Умелое пользование
инструментами

Осознаёт
познавательную
задачу, умеет
слушать, извлекать
информацию по
рекомендации
педагога, требует
помощь в работе с
информацией,
иногда требует
помощь в работе с
ней
Действует по плану,
предложенному
воспитателем,
требуется
поддержка педагога.
Не уверен в своих
выводах

Характер
расположения
предметов –
поверхностный.
Зачастую требуется
помощь педагога

Испытывает
трудности в поиске
информационного
материала. Работает
с информационным
материалом
предложенным

Отсутствует
системность в
выполнении
заданий, не берётся
за трудные задания.
Безразличен к
результату

Не проявляет
никакого интереса к
выполняемой
композиции,
предложенную
воспитателем работу
в размещении
предметов
выполняет неохотно,
а иногда и вовсе
оставляет
Проявляет
пассивное
отношение к
цветовой гамме, не
выбирает ничего

Самостоятельно при
При выборе цвета
выполнении работы
часто нуждается в
выбирает цвет, его
помощи взрослого,
оттенки. Умеет
не может объяснить
объяснить свой
выбор цвета
выбор
Всегда соблюдает
Часто допускает
Не способен
требования и законы
ошибки в
пропорционально
пропорционального пропорциональности
разместить
размещения
предметов, задания
предметы в
предметов в
выполняет с
композиции
композиции
помощью взрослого
Знает и правильно
При пользовании
Отсутствуют навыки
умеет пользоваться
инструментами и
правильного
всеми материалами
предметами
пользования
и инструментами,
нуждаются в
материалами и
необходимыми для
помощи взрослого
инструментами
создания
композиции. Умеет
объяснить, почему
именно.

23

Умелое владение
инструментами

Владение навыками
пропорционального
постоения

Владение цветом

Владение
композицией

Способность
организовать свою
деятельность и
оценить результат

Умение учиться,
использовать
полученные знания

Креативность и
творчество

Ф.и.о ребёнка

Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированно
сть

Коммуникативные
навыки и умения

№
п.
п.

Активность

Диагностическая карта оценки усвоения программы
Интегрированные результаты освоения программы
Личностные
Метопредметны
Предметные
е
О
б
щ
ий
ре
зу
ль
та
т

24

Уровень оценки усвоения программы осуществляется по бальной системе: 2б.
– качество проявляется всегда и на высоком уровне (ВУ); 1б. – качество
проявляется слабо и не регулярно (СУ); 0б. – качество практически не
проявляется (НУ).
Общее кол-во
____чел.

детей: ВУ (чел./%)

СУ (чел./%)

НУ (чел./%)

25

3.2. Методические материалы
При реализации данной программы используются следующие методические
материалы и разработки:
-Образовательная программа дошкольного образования;
-Годовой план работы МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки»;
-Планы-конспекты занятий;
-Дидактический материал (игры, задания);
-Демонстрационный, иллюстрационный материал.
Они являются приложением к данной образовательной программе. Оригиналы
материалов хранятся у педагога, ответственного за реализацию дополнительного
образования в ДОО и используются в образовательном процессе.
План-конспект занятия
аппликация из засушенных листьев «Пейзаж».
Цель:
Продолжать совершенствовать навыки работы с природным материалом (листья,
трава).
Задачи:
1. Продолжать развивать мышление, усидчивость, наблюдательность,
художественный вкус, развивать творческое воображение, способность в ворохе
сухих листьев увидеть необычные образы.
2. При создании картинки, учить детей сравнивать натуральные предметы с их
изображениями, учить видеть глубину природы.
3. Развить у детей любовь к природе, воспитать бережное отношение к ней.
4. Воспитывать доброжелательные и дружеские взаимоотношения.
Материал: макеты деревьев, сухие листья, клей, затонированный лист бумаги,
иллюстрации с изображением деревьев и леса.
Ход занятия:
I.Вводная часть занятия.
Воспитатель:
Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
О чём вы вспомнили, слушая эти строки?
(Ответы детей)
II.Основная часть занятия.
Воспитатель:
Ранняя осень – красивая пора – пора, когда деревья меняют свой наряд и готовятся
расстаться с ним до весны. В это время мы часто гуляли в парке, в саду. А как
приятно пошуршать опавшими листьями! Осень завораживает и детей и взрослых, и
трудно удержаться, чтобы не собрать букет из разноцветных листьев, или поднять
еловую шишку. Вот и мы с вами собрали много разноцветных листьев, засушили их.
Давайте ещё раз вспомним, с каких деревьев эти красивые листочки
26

рассматривают засушенные листья, называют их
Воспитатель:
Я предлагаю рассмотреть, как художники изображают деревья в своих работах.
Рассматривание картин об осени, изображения отдельных деревьев. Воспитатель
подводит к тому, что листочки похожи на контуры деревьев
Физминутка.
Воспитатель просит детей выйти из-за столов, представить себя осенними
листочками и вместе поиграть. Произносит стихотворение и показывает движения.
Падают, падают листья
(руки вверх, плавно опускаем вниз)
в нашем саду листопад.
(приседаем, голову опускаем на колени)
Жёлтые, красные листья
(медленно встаём, руки через стороны вверх)
По ветру вьются, летят.
(кружимся вокруг себя)
Воспитатель: Так хочется запомнить эти яркие краски надолго. Я предлагаю
открыть творческую мастерскую и сделать из наших листиков необычные картины.
Засушенные листья очень хрупкие и от неосторожного прикосновения и грубого
нажима легко ломаются и рассыпаются, поэтому работа требует особой
аккуратности.
Нужно отобрать из своих листьев несколько наиболее подходящих. Приложить их,
красиво расположить. Если что - то не понравилось, можно исправить по-другому,
расположить листья, взять другие и т. д. Убедившись, что задуманное получилось,
можно приступать к наклеиванию деталей.
1. Клей на поверхность детали наноси равномерно (с оборотной стороны) и только
кисточкой.
2. Под деталь обязательно положи подстилку.
3. Приклеенную деталь накрой чистым листом и осторожно пригладь.
Воспитатель объясняет важность соблюдения данного правила, при соблюдении
этого правила работа получится аккуратной и красивой.
Можно включить негромкую спокойную музыку.
Во время практической работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
По мере готовности дети вывешивают свои работы на доску.
III.Заключительная часть занятия.
1.Тематическая беседа с детьми по опорным вопросам:
-Чем мы с вами занимались на сегодняшнем занятии?
-Что было сложным в процессе работы? Что не получилось?
-Чем вам понравилось наше занятие?
2.Рассматривание выставки продуктивной деятельности.

27

План-конспект воспитательного мероприятия
ко Дню Земли
Цель: развитие инициативы и самостоятельности в ходе продуктивной
деятельности.
Образовательные задачи:
-способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это
громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями,
кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди);
-обобщать знания о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что
всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля.
Развивающие задачи: развивать творческие способности детей; продолжать
формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
развивать творческое воображение, творческие способности, фантазию.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к окружающей природе, правильное
с ней общение, желание заботиться о ней; воспитать аккуратность в выполнении
работы.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, восприятие
художественной литературы, коммуникативная, художественно-эстетическая
Предварительная работа: чтение стихов и художественных произведений о
загрязнении окружающей среды, загадывание загадок, беседы: «Планета Земля в
опасности», «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети», чтение экологических
сказок. Рассматривание глобуса.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он
принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг
друга!
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Ребята, сегодня 22 апреля – Всемирный день Земли. Его можно
назвать праздником чистой воды, земли и воздуха - всего, что необходимо для
жизни человека и животных.
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей,
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят. И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете,
Нашей прекрасной и доброй планеты!
Воспитатель: Планета Земля – это громадный шар, большая часть земного шара
покрыта водой, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди.
Посмотрите на глобус – это маленькая копия нашей планеты. Что обозначает на
глобусе синий цвет?
28

Дети: Вода. Это моря и океаны.
Воспитатель: а каким цветом обозначена суша?
Дети: Зелёным и коричневым. Зеленым цветом обозначена растительность на
нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
Воспитатель: Правильно, ребята. Как красива наша Земля, особенно весной,
когда вся природа оживает и всё расцветает.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Воспитатель: а наша с вами планета начинает болеть, посмотрите, что с ней
происходит (иллюстрация Земли с нарисованными запрещающими действиями.)
Воспитатель: Кто и как загрязняет нашу планету?
Дети: Люди, они построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих
предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от
труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки и моря. От этого гибнет
много растений, животных, болеют люди. Гибнет сама природа.
Воспитатель: Что мы можем с вами сделать, чтоб наша планета стала красивой и
здоровой.
Дети: Чтобы спасти нашу планету, надо любить ее. Мы очень бережно должны
относиться ко всем объектам природы.
Воспитатель: Правильно. Для того чтобы сохранить богатство Земли, нужно
научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все
живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются
экологами. И сегодня мы с вами будем экологами. Чтобы сберечь нашу планету
Земля, надо быть умным, любознательным и добрым. Давайте поиграем в игру. Я
буду говорить, а вы мне отвечать только «да» если это хорошо и «нет» если это
плохо.
Игра «Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок,
И сорву ромашку (нет).
Если съем конфетку,
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю (да).
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю (да).
Если сильно насорю,
И убрать забуду (нет).
Я люблю свою природу,
Помогать ей буду (да).
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, как надо вести себя на природе. Но посмотрите,
наша Земля всё такая же безжизненная. Что можно сделать? Как мы с вами сможем
оживить нашу планету?
Дети: Украсим её растениями.
Воспитатель: Мы сейчас с вами будем оживлять нашу планету. Я предлагаю вам
изобразить клубнику на грядке с использованием техники квилинга (объяснение
воспитателя последовательности выполнения работы).
Самостоятельная работа детей.
29

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стала наша планета?
Дети: Здоровой, прекрасной, чистой.
Воспитатель: Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями планеты и природы?
Что будете для этого делать?
Дети: Беречь ее и охранять.
Воспитатель: Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут
цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки?
Дети: Мы им объясним, что так поступать нельзя, и расскажем правила поведения в
природе.
Воспитатель: Сегодня за такие хорошие знания, посвящаю вас в «юные экологи».
Друг природы - это человек, который любит, бережет и охраняет её. Вручаю вам
медали «Юные экологи». Давайте будем беречь планету и нашу природу. Если мы с
вами будем беречь природу, то наша планета всегда будет такой красивой, а мы с
вами здоровыми!

3.3. Календарно-тематическое планирование
Подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет)
№
Название темы Колич
Дата по
Форма
Примечания
п.п.
занятия
ество
расписанию
аттестации/контро (корректировка)
часов
ля
По
По
плану
факту
Сентябрь
Аппликация из засушенных растений с применением ЗОТ (подвижные игры)
1
Вводное
занятие
1.
«Техника работы
1
Творческие задания
с засушенными
растениями»
2.
«Пейзаж»
1
Портфолио
3.
«Рыбки»
1
Конкурс на лучшую
работу
Итого за месяц:
4
Октябрь
Аппликация из цветного песка и соли с применением ЗОТ (релаксация)
5.
«Технология
1
Творческие задания
30

6.
7.
8.

работы с песком
и солью»
«Осенний
пейзаж»
«Подводный
мир»
«Бабочка»
Итого за месяц:

1

Портфолио

1

Выставка

1

Конкурс на лучшую
работу

4

Ноябрь
Аппликация из ракушек и морских камушек с применением ЗОТ (музтерапия)
9.
«Особенности
1
Творческие задания
работы
ракушками и
морскими
камушками»
10.
«Аквариум»
1
Портфолио
11.
«Пальмы на
1
Выставка
берегу»
12.
«Лебеди»
1
Конкурс на лучшую
работу
Итого за месяц:
4
Декабрь
Коллажи с применением ЗОТ (психогимнастика)
13.
«Особенности
1
Портфолио
Творческие
проектирования
задания
коллажей»
14.
«Зима пришла»
1
Портфолио
15.
«Зимние забавы»
1
Выставка
Выставка
Промежуточная
1
аттестация
Итого за месяц:
4
Итого за I полугодие
16
Январь
Аппликация из ниток с применением ЗОТ (пальчиковая гимнастика)
15.
«Методы и
1
Творческие задания
приёмы
аппликации из
ниток»
16.
«Воздушные
1
Портфолио
шары»
17.
«Радуга»
1
Выставка
Итого за месяц:
4
Февраль
Торцевание с применением ЗОТ (гимнастика для глаз)
18.
«Суть техники
1
Творческие задания
торцевания»
19.
«Тюльпаны»
1
Портфолио
20.
«Голубь»
1
Конкурс на лучшую
21.
«Танк с флагом»
1
Выставка работу
Итого за месяц:
4
31

Март
Квилинг с применением ЗОТ (хромотерапия)
22.
«Суть техники
1
Творческие задания
квилинг»
23.
«Цветы маме»
1
Портфолио
24.
«Клубника на
1
Конкурс на лучшую
грядке»
25.
«Павлин»
1
Выставка работу
Итого за месяц:
4
Апрель
Аппликация из ткани с применением ЗОТ (сказкотерапия)
26.
«Способы
1
Выставка работу
Творческие
использования
задания
ткани в детском
художественном
творчестве»
27.
«Бабочка»
1
Портфолио
Портфолио
28.
«Дерево с
1
Конкурс на лучшую
Конкурс на
грушами»
лучшую
29.
«Паровоз»
1
Творческие задания Выставка работу
30.
«На берегу реки»
1
Портфолио
Итого за месяц:
5
Май
Аппликация из яичной скорлупы с применением ЗОТ (релаксация)
30.
«Способы
1
Творческие задания
работы с яичной
скорлупой»
31.
«Цветик1
Портфолио
семицветик»
32.
«Цветочная
1
Выставка работу
поляна»
Итоговая
1
аттестация
Итого за месяц:
4
Итого за II полугодие:
20
Итого за год
36

32

3.4.Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
кружка «Наклей-ка»
№п.п.

Причина корректировки

Дата

Согласование с
администрацией

33

3.5. План воспитательной работы
Цель:
-создание благоприятной среды для творческого развития обучающихся, их развития и
самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное
самосознание обучающихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества детей;
-создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
-вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня
сплоченности коллектива;
- улучшение эмоционального и физического здоровья обучающихся;
- развитие разносторонних творческих интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня
личностных достижений учащихся, привлечение родителей к активному участию в работе кружка.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина, гостиная (поэтическая,
музыкальная, педагогическая), дебаты, видеоэкскурс, защита проекта, конференция, лекциярассуждение, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные, групповые,
индивидуальные. Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: художественные,
трудовые, досуговые. Методы воспитательного воздействия: словесные, практические.
Направление
Название
Дата проведения
Ответственный
воспитательной
мероприятия
работы
ГражданскоБеседы в группе,
I неделя мая
Руководитель кружка
патриотическое
приуроченные Дню
воспитание
Победы
День Общекрымского
18 марта
Руководитель кружка
Референдума
Экологическое
Всероссийский День
25 апреля
Руководитель кружка
воспитание
Эколят-молодых
защитников Природы

Трудовое воспитание

Семейное воспитание

День Земли

март

Руководитель кружка

Тематические беседы
о
бережном
отношении к природе,
потребности
её
защищать и оберегать
Трудовой десант по
уборке участка
Коллективный сбор
природных
материалов,
используемых для
создания творческих
работ
День матери

II неделя октября

Руководитель кружка

сентябрь, апрель

Руководитель кружка

сентябрь

Руководитель кружка

24 ноября

Руководитель кружка
34

Совместная с
родителями выставка
творческих работ из
ракушек и морских
камушков: «Моё лето
с семьёй»
СпортивноСпортивные
и
оздоровительное
подвижные
игры,
мероприятие
приуроченные
Дню
защитника Отечества
Всемирный
День
здоровья
Духовно-нравственное
Конкурс поделок из
(нравственноприродного материала
эстетическое
Оформление
воспитание)
портфолио кружковой
работы

сентябрь

Руководитель кружка

февраль

Руководитель кружка

7 апреля

Руководитель кружка

октябрь

Руководитель кружка

май

Руководитель кружка

35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей
редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития России до 2030 года»;
− Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (в действующей редакции);
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в
действующей редакции);
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 16.07.2021 г. № 1204
«Об автоматизированной информационной системе Республики Крым «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948
«О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации
Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
36

− Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации
оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного
социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории
Республики Крым»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

-Дронова А.М. Календарный план воспитательной работы как составная часть дополнительной
общеобразовательной программы/ А.М. Дронова [Электронный ресурс].
−
https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/466027-kalendarnyj-plan-vospitatelnoj-rabotykak-sos (Дата обращения: 05.03.2024);
− Кобозева О. В. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам/ сост.: О. В. Кобозева; – Тамбов, 2017. – 23 с. [Электронный ресурс]. −
https://pedsovet.org/article/trebovaniya-k-dopolnitelnymobscheobrazovatelnym-obscherazvivayuschimprogrammam (Дата обращения: 05.03.2024);
− Рыбалева И.А. Методические рекомендации по проектированию ДООП/ авт.-сост.: И.А.
Рыбалева. – Краснодар, 2020. – 43 с.;
− Сечковская Н.В. Методический конструктор по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: Методические рекомендации для
педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей. –
Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. – 36 с.;
− Цибизова Е.Б. Дополнительное образование: назначение, содержание, проблемы разработки
программы // Народное образование. – 2020. – № 1. – с.129- 135

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».