Принято: Педагогическим советом МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки» Кировского района Протокол №5 от 14.03.2023г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки» Кировского района _____________Буянова О.В. Приказ от 14.03.2023г. №48-МР ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки» Кировского района Республики Крым 1. Общие положения 1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в целях реализации гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания безбарьерной образовательной среды в образовательных учреждениях, коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября .2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07.2021г. № 1212 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного образования в Республике Крым». 1.3 В Положении используются следующие понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая беспрепятственно получать качественное образование обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ; тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения; ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам) необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в учреждение осуществляющем образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детей с ОВЗ. 1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, с учетом образовательных потребностей, их социализация, адаптация в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка. 1.5. Задачи инклюзивного образования: - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья; - создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; - индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение родителей (законных представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания; - формирование у всех участников образовательного процесса инклюзивной культуры и толерантного отношения к проблемам воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2. Организация инклюзивного обучения 2.1 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются: - создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые образовательные потребности воспитанников с ОВЗ; - создание специальных образовательных условий; - деятельность службы психолого–педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ и его семьи; и социального - осуществление подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2.2. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной образовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) или Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). 2.3. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ) и по заявлению родителей (законных представителей). 2.4. Этапы реализации инклюзивного образования: Предварительный этап: - предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей); - пределение группы, в которую, зачисляется воспитанник с ОВЗ; - определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия); - разработка адаптированной основной образовательной программы; - заключение договора с родителями (законными представителями). Диагностический этап: - организация диагностической работы воспитателей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов воспитанника с ОВЗ при реализации АООП; - по истечении диагностического периода разработка психологопедагогическим консилиумом рекомендаций о наиболее оптимальных для ребенка формах и методах инклюзивного образования и ознакомление с рекомендациями родителей/законных представителей воспитанника с ОВЗ. Основной этап: - разработка индивидуального образовательного маршрута воспитанника с ОВЗ; - корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами воспитанника с ОВЗ по итогам диагностического периода; реализация адаптированной образовательной программы; - мониторинг реализации адаптированной образовательной и коррекционноразвивающей программы; - вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ решается на заседании ППк. 3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании 3.1. Содержание образовательного процесса и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной образовательной программой (АООП) в соответствии с ФГОС ОВЗ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). 3.2. Общая наполняемость группы и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости групп. 3.3. Адаптированная основная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. 3.4. Адаптированная образовательная программа ДОУ реализуется по всем направлениям образовательной деятельности. 3.5. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ проводится во всех сферах деятельности. 3.6. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 3.7. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ. 3.8. С педагогами, специалистами, родителями ребенка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых результатов. 3.9. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ. 3.10. ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребенка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ. 3.11. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 3.12. При организации инклюзивного образовании ДОУ необходимо наладить взаимодействие с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнерами (родительскими организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений. 4. Порядок принятия и срок действия Положения 4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки» Кировского района Республики Крым и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 4.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения. 4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.