Положение инклюзия

Принято:
Педагогическим советом
МБДОУ «Ясли-сад №14
«Журавушка» с.Журавки»
Кировского района
Протокол №5 от 14.03.2023г.

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Ясли-сад №14 «Журавушка»
с.Журавки»
Кировского района
_____________Буянова О.В.
Приказ от 14.03.2023г. №48-МР

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки»
Кировского района Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в
целях реализации гарантированного права обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на получение качественных
образовательных услуг, создания безбарьерной образовательной среды в
образовательных учреждениях, коррекции нарушений развития, успешной
социальной адаптации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
 Конституцией Российской Федерации.
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
 Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями).
 Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации
Конвенции о правах инвалидов».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля
2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования".

 Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9
сентября 2019 г. № р-93 «Об утверждении примерного положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
 Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября .2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 21.07.2021г. № 1212 «Об утверждении Порядка организации
инклюзивного образования в Республике Крым».
1.3 В Положении используются следующие понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий
(п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации");
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального
закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации");
адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального
закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации");
доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
позволяющая беспрепятственно получать качественное образование
обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ;
тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение
ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня – на фронтальных и (если есть
необходимость) индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение
тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора помощь самому
ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного
процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков,
навыков адаптивного поведения;

ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам)
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и
индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение
доступа в учреждение осуществляющем образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ детей с ОВЗ.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, с учетом образовательных потребностей, их социализация,
адаптация в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии
ребенка.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола,
национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей
здоровья;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического
развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей
особыми образовательными потребностями, включение родителей (законных
представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у
них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка
оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания;
- формирование у всех участников образовательного процесса инклюзивной
культуры и толерантного отношения к проблемам воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования
являются:
- создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности воспитанников с ОВЗ;
- создание специальных образовательных условий;

- деятельность службы психолого–педагогического
сопровождения воспитанника с ОВЗ и его семьи;

и

социального

- осуществление подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной
основной образовательной программе (АООП) осуществляется только с
согласия их родителей (законных представителей) и на основании
заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
(ЦПМПК)
или
Территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии (ТПМПК).
2.3. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное
заключение ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ) и по
заявлению родителей (законных представителей).
2.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных
документов
и
запроса
родителей
(законных
представителей);
- пределение группы, в которую, зачисляется воспитанник с ОВЗ;
- определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического
сопровождения воспитанника с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия);
- разработка адаптированной основной образовательной программы;
- заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
- организация диагностической работы воспитателей и специалистов
психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия,
изучение возможностей и дефицитов воспитанника с ОВЗ при реализации
АООП;
- по истечении диагностического периода разработка психологопедагогическим консилиумом рекомендаций о наиболее оптимальных для
ребенка формах и методах инклюзивного образования и ознакомление с
рекомендациями родителей/законных представителей воспитанника с ОВЗ.
Основной этап:
- разработка индивидуального образовательного маршрута воспитанника с
ОВЗ;
- корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии
с выявленными возможностями и дефицитами воспитанника с ОВЗ по итогам

диагностического периода; реализация адаптированной образовательной
программы;
- мониторинг реализации адаптированной образовательной и коррекционноразвивающей программы;
- вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с
ОВЗ решается на заседании ППк.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном
образовании
3.1. Содержание образовательного процесса и условия организации обучения
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
адаптированной
основной
образовательной программой (АООП) в соответствии с ФГОС ОВЗ, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
3.2. Общая наполняемость группы и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении
предельной наполняемости групп.
3.3. Адаптированная основная образовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных
планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
воспитанника.
3.4. Адаптированная образовательная программа ДОУ реализуется по всем
направлениям образовательной деятельности.
3.5. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая
работа в ДОУ проводится во всех сферах деятельности.
3.6. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и
направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
3.7. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду,
обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями
детей с ОВЗ.
3.8. С педагогами, специалистами, родителями ребенка с ОВЗ и родителями
нормально
развивающихся
детей
группы,
воспитанниками
функционирующей группы проводится работа, направленная на взаимное
приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного
процесса, достижение социально значимых результатов.

3.9. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ
методическую и консультативную помощь с целью повышения их
психологической и педагогической компетентности, способствует
вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную,
оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей
(законных представителей) ответственность за развитие и восстановление
здоровья ребенка с ОВЗ.
3.10. ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития
ребенка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки
которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.
3.11. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для
определения формы обучения в школе (общеобразовательной или
специальной коррекционной).
3.12. При организации инклюзивного образовании ДОУ необходимо
наладить взаимодействие с ПМПК, учреждениями здравоохранения,
социальными партнерами (родительскими организациями, общественными
организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.),
образовательными учреждениями и структурными подразделениями
дошкольных образовательных учреждений.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом
совете МБДОУ «Ясли-сад №14 «Журавушка» с.Журавки» Кировского района
Республики Крым и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
4.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами регионального, федерального
органов управления образованием только решением педагогического совета.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете образовательной организации, которое утверждается приказом
руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции
Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».